Готовясь к выступлению, следует формулировать свои мысли четко и ясно, стилистически грамотно, чтобы потом сохранить эти качества во время выступления. Обычно рекомендуют писать полный текст речи, не читать его, а пересказывать, выделив в нем основные смысловые части. Однако лектору невозможно надеяться на то, что он запомнит весь текст, примеры, иллюстрации. Припоминание тормозит речь, сковывает лектора. Готовясь к выступлению, надо переходить от полного текста к подробному конспекту, далее – к краткому конспекту и плану, который не фиксирует смысловое содержание выступления, а дает для говорящего систему ориентиров. Перед выступлением рекомендуется пробежать глазами текст или конспект, а лучше прочитать его вслух.
Завоевать внимание аудитории можно следующими способами:
1. Возбудить любопытство слушателей с первой же фразы, и они будут внимать оратору с интересом;
2. Слушателям нравится, когда оратор рассказывает о своих личных впечатлениях;
3. Начать с конкретной иллюстрации;
|
|
4. Говорить со слушателями так, как будто он ожидает, что они сейчас встанут и будут отвечать оратору.
5. Начать с какой-нибудь потрясающей цитаты.
6. Показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.
Нельзя начинать выступление слишком формально, и показывать слушателям, что Вы его долго готовили.
Основная часть
В содержании излагаются основные вопросы, идеи выступления.
1. При этом предполагается, что содержание удовлетворяет следующим требованиям:
2. Оно должно быть идейным, связанным с жизнью;
3. Информативно насыщенным;
4. Иметь познавательную ценность, творческий характер, исключающий догматизм;
5. Быть доказательным и убедительным, в нем должен быть целесообразно использован фактический материал, подтверждающий основные идеи выступления.
6. Основная часть выступления – доказательство, которое может быть:
7.
1. Логическим; 2. Информационным; 3. Эмоциональным
1. Логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Очень важно, но и очень трудно быть ясным. При публичном выступлении удобно опираться на заранее заготовленные тезисы – короткие предложения, отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи.
2. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Все факты, освещающие Вашу тему, должны быть собраны, систематизированы, изучены. Так же в выступлении перед слушателями, не связанными с Вашей профессией, очень важно не пользоваться профессиональными терминами или пользоваться терминологией, в крайнем случае. Тема, которую Вы освещаете, должна быть ясной и понятной, прежде всего для Вас.
|
|
3. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты – отсылочное доказательство. В выступлении необходимо использовать зрительное восприятие слушателей (применять экспонаты, картинки, иллюстрации). Не пытайтесь затронуть в выступлении слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.
Заключение
Концовка речи является самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Поэтому, очень важно тщательно подготовить концовку речи заранее, прорепетировать ее, чтобы знать ее почти слово в слово. Плавно заканчивайте свою речь, не оставляйте ее незавершенной и разбитой.
В заключение подводятся итоги сказанному, иногда слушатели призываются к активному обсуждению или действию.
Известный американский психолог Д. Карнеги предлагает следующие варианты концовок:
· Резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении
· Призвать к действию
· Вызвать смех
· Процитировать подходящие поэтические строки
· Использовать цитату из Библии
· Создать кульминацию
Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого.
Третий этап
· Словесное выражение темы. Устная речь во многом отличается от письменной речи.
· Оратор в присутствии слушателей произносит свою речь сразу, так сказать, набело. Поэтому он одновременно обдумывает мысль, формирует ее и излагает вслух.
· Однако, это вовсе не значит, что он обдумывает ее именно во время выступления. Даже импровизация, спонтанность выступления требуют подготовки.
· После того, как Вы обдумали и скомпоновали свою речь, репетируйте ее про себя. Уединитесь где-нибудь и произнесите речь полностью с начала до конца.
· Представьте себе, что Вы обращаетесь к настоящей аудитории. Чем чаще Вы это будете делать, тем лучше Вы будете чувствовать себя, когда настанет время Вашего публичного выступления.
Содержание речи всегда связано с ее формой. И форма тоже должна продумываться заранее. Сила воздействия, убедительность, доходчивость речи зависят от многих факторов, в том числе и от языка. В устной речи свойственна некоторая упрощенность в построении фразы, повторы, что связано с восприятием речи на слух.
Опытные ораторы утверждают, что речь должна производить впечатление не припоминания, не повторения уже готовых мыслей, готового текста, а активного формирования положений, идей в ходе выступления.
К слову следует относиться внимательно. Небрежное его использование, неумение точно выразить мысль, может свести на «нет» самую эмоциональную речь. «...Слово дано человеку, – писал Короленко, – не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает – другим людям... Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: он должен подумать за собой чужого настроения, – мы оцениваем его значение и силу».
В любом выступлении должны органически сливаться объективное, правильное, отвечающее реальной действительности изложения фактов и убедительная, доходчивая, четкая подача материала. Уделяя должное внимание научности и аргументированности выступления, актуальности темы, следует вместе с тем совершенствовать его форму, добиваться того, чтобы речь была лексически точной, стилистически правильной и выразительной.
|
|
Язык, важнейшее средство человеческого общения, является мощным орудием культуры, важнейшим фактором духовного развития нации. Эту роль языка нельзя не учитывать при работе над словом. Успешная пропаганда политических и научных знаний неразрывно связано с искусством речи. К совершенству ведут два условия: глубокое знание предмета и обстоятельное знание языка.
Информативная и легко воспринимаемая речь обладает рядом качеств, которая усиливает его смысловую емкость и эмоционально-экспрессивную напряженность.
На первом месте находится содержательность, ее информативная насыщенность, глубокое раскрытие темы. Как и в других случаях, сказывается примат содержания над формой при органическом единстве. Информация рождает доверие, когда она объективна. Только в этом случае она помогает отстоять истину и понять ее, только в этом случае она рождает искренний отклик у слушателей.
Существенное значение имеют точность и ясность речи. Это две стороны одной медали, они взаимосвязаны, но не совпадают в своих значениях. Критерий точности речи – ее соответствие мыслям говорящего человека.
Найти форму выражения, адекватную внутренней речи, не так то просто. «Муки слова» испытывает не только писатель, но и лектор. Точность речи понимается двояко: с одной стороны, это достоверность, истинность высказывания, с другой – отсутствие лишних, неопределенных, двусмысленных слов и выражений. Второй момент связан с ясностью изложения. Иногда при выборе слова мы не учитываем его слово, которое оно имеет в современном литературном русском языке, или его многозначительности. Критерий ясности речи – ее понимание аудиторией. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – призывал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
Непременным условие построения выступления является логичность речи – такая связь между предложением, когда образуется единый текст, когда последующая часть неизбежно вытекает из предшествующей, есть поступательное развитие мысли.
|
|
Речь лектора, выступающего перед аудиторией, должна отвечать таким требованиям, как простота, доступность, понятность. Здесь имеется в виду естественность речи, отсутствие вычурности, наукообразности, узкоспециальных терминов, ненужных иностранных слов, четкость изложения.
Можно говорить эмоционально и даже образно, но... непонятно, сложно, бессвязно. И эффект от такой речи будет равен нулю. Известный судебный деятель А. Ф. Кони советовал лекторам: «Форма речи простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но следует тот час же объяснить, а объяснение должно быть кратким начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать труднопонимаемых иронии, аллегорий и т. п... Хорошо действует простое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет».
Большое внимание уделяется простоте изложения. Под простотой
понимается доступность речи для слухового восприятия. Сложный синтаксис, многочисленные придаточные предложения, причастные, деепричастные обороты и различные вставные конструкции затемняют смысл высказываний, а иногда делают речь запутанной. Поэтому подробная речь воспринимается с большим трудом. Она будет звучать по-книжному, так как перечисленные особенности характерны не для устного, а для письменного изложения. Вот почему у нас зачастую возникает отрицательная реакция, когда докладчик читает по бумаге. Это, в вою очередь, нарушает эмоциональный эффект. Усложняется речь в том случае, если выступающий отклоняется от основной линии изложения, если он подробно останавливается на вопросительных деталях, не играющих решающей роли в повествовании. Они, эти детали, так же будут отвлекать слушателей от главного, будут разрушать создаваемые лектором, представления.
Речь воспринимается слушателями по-разному. Это зависит от многих моментов, в том числе и от уровня знаний аудитории. Скажем, в одной аудитории слово «дивиденд» будет понятно, а в другой его потребуется объяснить:
«часть прибыли, полученной акционерным обществом, которая подлежит распространению среди акционеров». Вероятно, все поймут слово «диспропорция», но для одних оно привычное, а для других – чужое, а потому воспринимается с большим трудом. Таким образом, понятность речи – немаловажное условие для её эффективного восприятия.
С требованием простоты органически сочетается требование популярности, то есть изложения в общедоступной форме какого-либо сложного вопроса для неспециалистов. Это требование – говорить доходчиво, но, не упрощая проблему, не перегружая изложения материалом, которой может быть трудным для слушателей.
Популярное изложение тщательно избегает всякой отвлечённости. «Каждое общее положение должно быть подтверждено обязательными факторами, и пояснено частными примерами... популярное изложение должно смягчать быстроту и отвлечённость строго-настрого языка...» – говорил Д. И. Писарев. Отнюдь не упрощая вопроса, мы должны изложить его доступно, популярно, то есть, учитывая уровень данной аудитории, её интересы. Речь в таком случае максимально конкретна, предметна, наглядна. Выводы и рассуждения строятся на подобном, наглядном объяснении мысли. А это достигается, например, использованием ярких и доходчивых примеров, убедительных цифр, ссылок на документы, описанием, цитированием, полемикой с воображаемыми оппонентами, наконец, языковыми изобразительно-выразительными средствами, которые будят ассоциативное мышление, то есть связи между восприятиями, представлениями, идеями.
Выступление должно отмечать богатство языка. Речь идёт не о количественной стороне, а о разнообразии лексико-фразеологичесих и грамматических средств. Ничто так не опасно для публичного выступления, как монотонность. Привлекая богатейшие ресурсы русского языка, используя разнообразие приёмов подачи материала, оратор повышает интерес слушателей и сохраняет их внимание.