Очень важно подготовить в выступлении хорошее начало и хороший конец и сделать так, чтобы они были связаны друг с другом

Готовясь к выступлению, следует формулировать свои мысли четко и ясно, стилистически грамотно, чтобы потом сохранить эти качества во время выступления. Обычно рекомендуют писать полный текст речи, не читать его, а пересказывать, выделив в нем основные смысловые части. Однако лектору невозможно надеяться на то, что он запомнит весь текст, примеры, иллюстрации. Припоминание тормозит речь, сковывает лектора. Готовясь к выступлению, надо переходить от полного текста к подробному конспекту, далее – к краткому конспекту и плану, который не фиксирует смысловое содержание выступления, а дает для говорящего систему ориентиров. Перед выступлением рекомендуется пробежать гла­зами текст или конспект, а лучше прочитать его вслух.

 

Завоевать внимание аудитории можно следующими способами:

1. Возбудить любопытство слушателей с первой же фразы, и они будут внимать оратору с интересом;

2. Слушателям нравится, когда оратор рассказывает о своих личных впечатлениях;

3. Начать с конкретной иллюстрации;

4. Говорить со слушателями так, как будто он ожидает, что они сейчас встанут и будут отвечать оратору.

5. Начать с какой-нибудь потрясающей цитаты.

6. Показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

 

Нельзя начинать выступление слишком формально, и показывать слушателям, что Вы его долго готовили.

 

Основная часть

 

В содержании излагаются основные вопросы, идеи выступления.

 

1. При этом предполагается, что содержание удовлетворяет следующим тре­бованиям:

2. Оно должно быть идейным, связанным с жизнью;

3. Информативно насыщенным;

4. Иметь познавательную ценность, творческий характер, ис­ключающий догматизм;

5. Быть доказательным и убедительным, в нем дол­жен быть целесообразно использован фактический материал, подтвер­ждающий основные идеи выступления.

6. Основная часть выступления – доказательство, которое может быть:

7.

1. Логическим; 2. Информационным; 3. Эмоциональным

1. Логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Очень важно, но и очень трудно быть ясным. При публичном выступлении удобно опираться на заранее заготовленные тезисы – короткие предложения, отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи.

2. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Все факты, освещающие Вашу тему, должны быть собраны, систематизированы, изучены. Так же в выступлении перед слушателями, не связанными с Вашей профессией, очень важно не пользоваться профессиональными терминами или пользоваться терминологией, в крайнем случае. Тема, которую Вы освещаете, должна быть ясной и понятной, прежде всего для Вас.

3. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты – отсылочное доказательство. В выступлении необходимо использовать зрительное восприятие слушателей (применять экспонаты, картинки, иллюстрации). Не пытайтесь затронуть в выступлении слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

 

Заключение

 

Концовка речи является самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Поэтому, очень важно тщательно подготовить концовку речи заранее, прорепетировать ее, чтобы знать ее почти слово в слово. Плавно заканчивайте свою речь, не оставляйте ее незавершенной и разбитой.

В заключение подводятся итоги сказанному, иногда слушатели призываются к активному обсуждению или действию.

 

Известный американский психолог Д. Карнеги предлагает следующие варианты концовок:

· Резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении

· Призвать к действию

· Вызвать смех

· Процитировать подходящие поэтические строки

· Использовать цитату из Библии

· Создать кульминацию

 

Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого.

 

Третий этап

· Словесное выражение темы. Устная речь во многом отли­чается от письменной речи.

· Оратор в присутствии слушателей произносит свою речь сразу, так сказать, набело. Поэтому он одновременно обдумывает мысль, формирует ее и излагает вслух.

· Однако, это вовсе не значит, что он обду­мывает ее именно во время выступления. Даже импровизация, спонтан­ность выступления требуют подготовки.

· После того, как Вы обдумали и скомпоновали свою речь, репетируйте ее про себя. Уединитесь где-нибудь и произнесите речь полностью с начала до конца.

· Представьте себе, что Вы обращаетесь к настоящей аудитории. Чем чаще Вы это будете делать, тем лучше Вы будете чувствовать себя, когда настанет время Вашего публичного выступления.

 

Содержание речи всегда связано с ее формой. И форма тоже должна продумываться заранее. Сила воздейст­вия, убедительность, доходчивость речи зависят от многих факторов, в том числе и от языка. В устной речи свойственна некоторая упрощенность в построении фразы, повторы, что связано с восприятием речи на слух.

Опытные ораторы утверждают, что речь должна производить впе­чатление не припоминания, не повторения уже готовых мыслей, готового текста, а активного формирования положений, идей в ходе выступления.

К слову следует относиться внимательно. Небрежное его использова­ние, неумение точно выразить мысль, может свести на «нет» самую эмо­циональную речь. «...Слово дано человеку, – писал Короленко, – не для са­моудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает – другим лю­дям... Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие ра­боты: он должен подумать за собой чужого настроения, – мы оцениваем его значение и силу».

В любом выступлении должны органически сливаться объективное, правильное, отвечающее реальной действительности изложения фактов и убедительная, доходчивая, четкая подача материала. Уделяя должное вни­мание научности и аргументированности выступления, актуальности темы, сле­дует вместе с тем совершенствовать его форму, добиваться того, чтобы речь была лексически точной, стилистически правильной и выразительной.

Язык, важнейшее средство человеческого общения, является мощ­ным орудием культуры, важнейшим фактором духовного развития нации. Эту роль языка нельзя не учитывать при работе над словом. Успешная пропаганда политических и научных знаний неразрывно связано с искус­ством речи. К совершенству ведут два условия: глубокое знание предмета и обстоятельное знание языка.

Информативная и легко воспринимаемая речь обладает рядом качеств, которая усиливает его смысловую емкость и эмоционально-экспрессивную напряженность.

На первом месте находится содержательность, ее информативная на­сыщенность, глубокое раскрытие темы. Как и в других случаях, сказывает­ся примат содержания над формой при органическом единстве. Информа­ция рождает доверие, когда она объективна. Только в этом случае она по­могает отстоять истину и понять ее, только в этом случае она рождает ис­кренний отклик у слушателей.

Существенное значение имеют точность и ясность речи. Это две стороны одной медали, они взаимосвязаны, но не совпадают в своих значениях. Критерий точности речи – ее соответствие мыслям говорящего человека.

Найти форму выражения, адекватную внутренней речи, не так то просто. «Муки слова» испытывает не только писатель, но и лектор. Точность речи понимается двояко: с одной стороны, это достоверность, истинность вы­сказывания, с другой – отсутствие лишних, неопределенных, двусмыслен­ных слов и выражений. Второй момент связан с ясностью изложения. Ино­гда при выборе слова мы не учитываем его слово, которое оно имеет в со­временном литературном русском языке, или его многозначительности. Критерий ясности речиее понимание аудиторией.  «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – призывал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

Непременным условие построения выступления является логичность речи – такая связь между предложением, когда образуется единый текст, когда последующая часть неизбежно вытекает из предшествующей, есть поступательное развитие мысли.

Речь лектора, выступающего перед аудиторией, должна отвечать таким требованиям, как простота, доступность, понятность. Здесь имеется в виду естественность речи, отсутствие вычурности, наукообразности, узко­специальных терминов, ненужных иностранных слов, четкость изложения.

 

Можно говорить эмоционально и даже образно, но... непонятно, сложно, бессвязно. И эффект от такой речи будет равен нулю. Известный судебный деятель А. Ф. Кони советовал лекторам: «Форма речи простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но следует тот час же объяс­нить, а объяснение должно быть кратким начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать труднопонимае­мых иронии, аллегорий и т. п... Хорошо действует простое наглядное срав­нение, параллель, выразительный эпитет».

 

Большое внимание уделяется простоте изложения. Под простотой
понимается доступность речи для слухового восприятия. Сложный синтаксис, многочисленные придаточные предложения, причастные, деепричастные обороты и различные вставные конструкции затемняют смысл высказываний, а иногда делают речь запутанной. Поэтому подробная речь воспринимается с большим трудом. Она будет звучать по-книжному, так как перечисленные особенности характерны не для устного, а для письменного изложения. Вот почему у нас зачастую возникает отрицательная реакция, когда докладчик читает по бумаге. Это, в вою очередь, нарушает эмоцио­нальный эффект. Усложняется речь в том случае, если вы­ступающий отклоняется от основной линии изложения, если он подробно останавливается на вопросительных деталях, не играющих решающей роли в повествовании. Они, эти детали, так же будут отвлекать слушателей от главного, будут разрушать создаваемые лектором, представления.

Речь воспринимается слушателями по-разному. Это зависит от многих момен­тов, в том числе и от уровня знаний аудитории. Скажем, в одной аудитории слово «дивиденд» будет понятно, а в другой его потребуется объяснить:
«часть прибыли, полученной акционерным обществом, которая подлежит распространению среди акционеров». Вероятно, все поймут слово «диспропорция», но для одних оно привычное, а для других – чужое, а потому воспринимается с большим трудом. Таким образом, понятность речи – нема­ловажное условие для её эффективного восприятия.

С требованием простоты органически сочетается требование попу­лярности, то есть изложения в общедоступной форме какого-либо сложно­го вопроса для неспециалистов. Это требование – говорить доходчиво, но, не упрощая проблему, не перегружая изложения материалом, которой может быть трудным для слушателей.

Популярное изложение тщательно избегает всякой отвлечённости. «Каждое общее положение должно быть подтверждено обязательными факторами, и пояснено частными примерами... популярное изложение должно смягчать быстроту и отвлечённость строго-настрого языка...» – говорил Д. И. Писарев. Отнюдь не упрощая вопроса, мы должны изложить его доступно, популярно, то есть, учитывая уровень данной аудитории, её интересы. Речь в таком случае максимально конкретна, предметна, нагляд­на. Выводы и рассуждения строятся на подобном, наглядном объяснении мысли. А это достигается, например, использованием ярких и доходчивых примеров, убедительных цифр, ссылок на документы, описанием, цитиро­ванием, полемикой с воображаемыми оппонентами, наконец, языковыми изобразительно-выразительными средствами, которые будят ассоциативное мышление, то есть связи между восприятиями, представлениями, идеями.

Выступление должно отмечать богатство языка. Речь идёт не о коли­чественной стороне, а о разнообразии лексико-фразеологичесих и грамматических средств. Ничто так не опасно для публичного выступления, как монотонность. Привлекая богатейшие ресурсы русского языка, используя разнообразие приёмов подачи материала, оратор повышает интерес слуша­телей и сохраняет их внимание.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: