Путешествие – не развлечение

СУДА ОХОТСКОЙ ВЕРФИ И ИЗУМРУДНЫЙ ОСТРОВ КАДЬЯК

 

 

В августе 2009 года в городе Хабаровске состоялась закладка парусно-моторной шхуны «Кадьяк», небольшой и относительно мелкосидящей (осадка 1,5 м), но достаточно мореходной крейсерской яхты. Рассчитана она на дальние плавания экипажа из 6-8 человек. Судну приданы некоторые черты, характерные для парусников XVIII–начала XIX столетия – времени расцвета парусного флота. Вместе с тем проектом предусмотрено оснащение самыми современными навигационными и спасательными средствами. Проект не имеет какого-либо определенного прототипа, но при разработке теоретического чертежа за основу были приняты обводы небольших и быстроходных шхун североамериканских контрабандистов. Парусное вооружение дает широкую возможность варьировать парусами и удобно при плавании с малочисленным экипажем.

Вот что говорит капитан строящейся шхуны Булат Зайнуллин: «Если вспомнить тех путешественников, которых называют великими, особенно в эпоху Великих географических открытий, то можно установить, что все они, либо исследователи, либо военные. Совсем небольшая доля из этих путешественников откровенные авантюристы, которые благодаря своему таланту, своими особенностями смогли оставить свой след в истории.

На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Сегодня путешествие не работа. Сегодня путешествие – отдых. И только небольшая часть людей, путешествует с какой-то определенной целью. Это тот процент, который раньше принадлежал авантюристам, сегодня, принадлежит исследователям, использующие свои навыки для решения конкретных научных задач.

Наша группа именно такая и мы замахнулись на постройку исследовательского судна, под историческим названием «Кадьяк».

От себя замечу, что в настоящее время шхуна находится на стапеле и от общего объема работ выполнено сорок процентов. Строительство из-за отсутствия инвестиций приостановлено.

Ну а пока рассказ об уже известных в российской истории «Кадьяках».

 

 Цель – мыс Баранджа

Весной 1953 года в Военно-исторический музей Тихоокеанского флота во Владивостоке пришло сообщение о том, что во время отлива на берегу Удской губы, против острова Медвежьего, рыбаки заметили пушку. Сопоставив сообщение рыбаков и обстоятельства гибели бота «Кадьяк», работники музея пришли к заключению, что обнаруженные на побережье Удской губы пушки могли принадлежать только боту «Кадьяк» - одному из первых русских военных кораблей в северной части Тихого океана.

Ранним утром, 18 июля 1953 года экспедиция из трех человек вышла из Чумикана и направилась по морскому побережью, в сторону Тугурского залива. Вдоль границы прибоя сплошным валом лежал выкидной лес. Громадные стволы, лишенные коры, желтовато-белые, как слоновая кость, переплелись обломками ветвей и корней, образовав стену, местами выше человеческого роста.

Приближается громада Тыльского мыса. Было еще темно, когда путешественники вышли на еле заметную пешеходно-оленью тропу через Тыльский хребет. Тропа ведет к таежному поселку Тором, до которого предстоит пройти еще сорок километров.

Неожиданно вышли к ледяному полю. Под ним исчезает ручей. Лед в обрамлении пышной растительности, а стоит погожий солнечный день. Пожалуй, не часто можно встретить такие контрасты, но здесь они – обычное явление. Устья больших рек Удской губы – Уды, Ала и Торомы – уже в мае освобождаются ото льда, но устья горных речек и ключей покрыты им почти все лето.

По ледяному полю отряд снова выходит к берегу моря. У каждого из них за спиной по двадцать килограмм. Руководит экспедицией Б. Сушков, а с ним художник А. Павлухин и фотограф Н. Потапов – все они сотрудники Военно-исторического музея Тихоокеанского флота.  

Над прибрежной полосой нависли скалы восточного склона Тыльского мыса. Сумерки быстро сгущаются. Спутники решают расположиться на ночлег у подножия скалы, выше приливной черты. Быстро сооружен шалаш, устроена из еловых ветвей пышная постель. Пара рябчиков и гречневая каша составили неплохой ужин.

К устью реки Торомы отряд подходил по большой отмели. Между Тыльским и Альским мысами, берег дугообразно вдается в материк, образуя Торомскую губу. Здесь в море впадает вторая по величине после Уды река – Торома.

В нескольких километрах выше по течению реки находится поселок Тором. Председатель колхоза имени XVII партийного съезда усилил экспедицию проводником и вьючными оленями. Теперь научно-поисковый отряд стал довольно внушительным. Впереди шествовал пес Мальчик, за ним верхом на оленях покачивались оленный пастух Николаев и его четырнадцатилетний сын Юра; они на поводу вели за собой четырех вьючных оленей. Сотрудники музея замыкали шествие.

 Вот и река Ал. Так же, как и Тором, это быстрая и довольно широкая река. Развьюченные олени легко переплыли ее, подгоняемые Мальчиком. Остальные же с грузом по очереди стали переправляться на лодке-оморочке.

Между устьем реки Ал и Альским мысом на побережье выходят лесистые отроги материковых гор. Всюду на прибойной черте лежат льдины и среди них, на песке отчетливо виднеются следы медвежьих лап.

На ночлег отряд расположился в устье реки Биракачи. Как только взошло солнце, двинулись к подножью Альского мыса. В прилив подножье мыса недоступно, но в отлив образуется вполне проходимая скалистая гряда. Тяжелее всех пришлось оленям, они были вынуждены прыгать с камня на камень.

Вдали обозначился мыс Баранджа и западная оконечность Медвежьего острова. Узкий пролив между островом и материком заполнен плавающими льдинами. Вот то место, где в 1805 году погиб бот «Кадьяк». Все замедлили шаг, осматривая каждый метр береговой полосы – быть может, уже здесь найдутся следы кораблекрушения.

Вброд преодолевается устье реки Баранджи. Перебираясь по камням, путники огибают мыс. Слева стеной возвышается скалистый берег. У подножья – галечно-песчаная прибойная полоса. Всюду льдины и льдины.

 Где же следы «Кадьяка»?  Усталые люди садятся на камни. Позади почти 160 километров горно-таежного маршрута. Солнце было уже на закате, но это никого не остановило – все приступили к тщательному обследованию прибрежной полосы и, вдруг, слышится громкий крик. Это Анатолий Павлухин выкапывает что-то из песка. Ведь это орудийная цапфа!

Так на мысе Баранджа  22 июля 1953 года во время отлива были обнаружены две чугунные пушки с бота «Кадьяк». Они лежали занесенные песком и галькой. Обе пушки, которые часто назывались «александровскими», по имени завода, где их отливали – образца 1786 года.

В первые годы существования Александровского пушечного завода в Петрозаводске (открыт в 1774г.), долго не удавалось наладить выпуск качественной продукции. В 1774– 1786 гг. было отлито 2 480 пушек, из них только 1 026 были признаны годными. Орудия, стоявшие на боте, вероятно, из этой тысячи.

Метрах в десяти от них был обнаружен якорь адмиралтейского типа с наполовину обломанным веретеном. Якорь лежал глубоко в песке, наружу торчал только носок одной лапы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: