Предложенные мероприятия необходимо проанализировать на предмет их сильных и слабых сторон, рисков, экономической эффективности, а также наличия ресурсов (материальных, человеческих, финансовые и других) в компании «АРТАНС» для их реализации. Комплексная оценка мероприятий представлена в таблице 28.
Таблица 28. Оценка мероприятий по совершенствованию процесса управления ассортиментной политикой ООО «АРТАНС»
Предложенное мероприятие | Сильные стороны | Слабые стороны | Риски | Необходимые ресурсы |
Выработка стратегии развития компании | Имея чёткую стратегию, можно будет строить чёткие и понятные стратегические и тактические цели по продвижению ассортиментной политике компании, вычислять нужные рынки сбыта, искать новые решения, помогающие достичь цели и т.д. Появляется значимость деятельности и мотивация у сотрудников, всем становится понятно, куда нужно идти. Налаживается коммуникация между подразделениями. | Может быть выбрана очень осторожная или, наоборот, не достижимая стратегия, она может быть сформулирована недостаточно чётко и конкретно, или таким образом, что это не поможет решить проблемы компании. | Компания может потерять свои лидирующие позиции в направлении ассортимента и качества товара, если не будет новой стратегии или она будет нечёткой/слабой/недостижимой | Человеческие ресурсы: требуется тщательная аналитическая подготовка ключевых подразделений для принятия решения. Временные и материальные. Проведение предыдущей стратегической сессии обошлось компании 120 000 рублей. Расходы можно сократить, но эта сумма не будет менее 50 000 рублей. |
Создание Положения по ассортиментной политике | Положение поможет регламентировать все моменты, связанные с управлением ассортиментом в компании, зоны ответственности, станет проще принимать управленческие решения. Достижение целей, связанных с ассортиментом. | Перестройка многих бизнес-процессов компании, изменение в коммуникации подразделений, к которой сотрудники могут быть не готовы с профессиональной точки зрения. | Положение может не учитывать общую стратегию компании, идти в разрез с ней, либо же, при отсутствии внятной стратегии, не поможет сохранить лидерство на рынке. | Временной ресурс: на создание и согласование документа необходимо минимум два месяца. Человеческий: работа КД. Профессиональный: компетенции КД. |
Отладка бизнес- процессов, имеющих отношение к управлению ассортиментной политикой | Поможет выявить повторяющиеся процессы, убрать лишние, найти и определить «владельцев» процессов. Это в свою очередь поможет выстроить налаженную систему и бесперебойно работающие бизнес-процессы. | Могут возникнуть структурные изменения, мотивационные и кадровые, что может повлечь за собой дополнительные расходы и привлечение других ресурсов (перестройка системы мотивации – время, деньги, поиск новых сотрудников – увеличение фонда оплаты труда и т.д.) | Недостаточно точный анализ бизнес-процессов может дать сбои в дальнейшем при использовании новых правил, что может принести за собой финансовые и кадровые потери компании. | Человеческий ресурс: привлечение ответственных за процессы сотрудников. Профессиональный ресурс: необходимые компетенции этих сотрудников. Временной: на описание бизнес-процессов и их отладку отводится от трёх месяцев до полугода. |
Организация взаимодействия КБ и других подразделений | Поможет эффективно взаимодействовать подразделениям друг с другом, а также отдельным сотрудникам. А значит, быстро достигать поставленных целей. | Налаживание коммуникаций требует высочайшей мотивации и профессиональной внимательности, и компетентности сотрудников. Не все изменения могут нравиться, и это может вызвать саботаж в исполнении ряда решений. | Новые правила взаимодействия могут ущемлять интересы отдельного сотрудника или подразделения, что может в свою очередь, влиять на качество коммуникации и эффективность совместных действий, что подразумевает финансовые риски. | Человеческий ресурс: привлечение вовлечённых в коммуникацию сотрудников. Профессиональный ресурс: необходимые компетенции этих сотрудников. Временной: на описание новых правил взаимодействия и их отладку отводится от трёх месяцев до полугода. |
Введение в штатное расписание должности категорийный менеджер и его обучение | Наличие ответственного за процессы сотрудника позволит наладить эффективную работу с ассортиментом, что в свою очередь поможет своевременно принимать нужные управленческие решения, направленные на достижение целей. | Слабой стороной являются расходы компании. | Пришедший сотрудник не сможет справиться с задачами, поставленными компанией, вложения не окупятся, а поиски нового сотрудника нужно будет начинать заново. | Материальный ресурс: исходя из средней заработной платы по Москве в 120 000 рублей, компании это обойдётся в 1 440 000 рублей в год. Плюс затраты на обучение в среднем 100 000 рублей в год. Профессиональный ресурс: высокие компетенции ответственных сотрудников. Временной ресурс на поиск и адаптацию сотрудника. |
Изменение системы мотивации КД, КМ и других сотрудников | Изменение системы оплаты труда поможет повысить мотивацию сотрудников и более эффективному достижению целей. | Дополнительные расходы компании. | Непонятная и непрозрачная система мотивации может дать обратный эффект и демотивировать сотрудников. | Материальный ресурс: повышаются расходы фонда оплаты труда. Профессиональный ресурс: создание, согласование и грамотное донесение до сотрудников новой системы мотивации. Человеческий: внедрение и контроль изменений. Временной: потребуется от двух месяцев до полугода. |
Разработка стандартов позиционирования товара для различных каналов сбыта (каталоги) | Разделение каталогов на электронный и печатный, а также информированность о графике выхода новых каталогов поможет привлечь и удержать покупателей из разных каналов сбыта. Определённость в структуре и наполненности каталога упростит процесс выхода новых каталогов в будущем. | Очень длительный и скрупулёзный процесс, требующих больших усилий, колоссальной внимательности и профессионализма. Возможны дополнительные расходы компании в связи с разделением на электронный и печатный каталоги. | Риски могут быть финансовые и репутационные, если в каталогах будут допущены ошибки или же они не выйдут вовремя. | Материальный ресурс: на выход нового каталога. Профессиональный ресурс: создание, согласование и позиционирование нового каталога. Человеческий: внедрение и контроль реализации. Временной: потребуется более полугода для создания и выхода новых каталогов (электронного и печатного). |
Составить товарный классификатор и проработать каждую категорию | Грамотное определение классов, групп, категорий, подкатегорий поможет выстроить эффективное управление товарным ассортиментом. А также достичь коммерческих целей компании, поскольку поможет отладить наполнение, способы продажи и цены. | Длительный и трудоёмкий процесс, требующий особых компетенций и времени. Дополнительные затраты компании (наём категорийного менеджера или дополнительное рабочее время другого сотрудника). | Классификатор может быть составлен неверно, что потребует время для корректировок, и, что более важно, может привести к финансовым потерям компании. | Профессиональный ресурс: необходимые компетенции сотрудника. Человеческий: реализация и внедрение изменений. Временной: на создание классификатора может потребоваться от трёх месяцев до полугода. |
Провести апгрейт IT- системы | Автоматизированные процессы помогут сэкономить время, а значит, и деньги и выстроить эффективную систему аналитики и контроля. | Дополнительное время для обучения сотрудника использованию новых инструментов. Усиленный контроль первое время пока сотрудник ещё не научился мастерски пользоваться базой. | Перестройка IT- системы может занять значительно времени, может потребовать дополнительных денежных влияний. | Профессиональный ресурс: необходимые компетенции сотрудников IT-отдела. Человеческий: внедрение и контроль изменений. Временной: на перестройку нужно около одного месяца. Возможно, дополнительные материальные ресурсы. |
Проведение анализа по сбалансированности ассортимента | Данный анализ поможет увидеть, какими именно товарами и насколько глубоко должна быть наполнена каждая категория. Соответственно скорректировать ассортиментную матрицу и достичь поставленных целей. | Обнаруженные проблемы в сбалансированности ассортимента потребуют дополнительных материальных вливаний, связанных с поставками и хранением товара. | Материальные потери или недополученная прибыль при условии, если анализ и принятые на его основе выводы будут неверными. | Профессиональный ресурс: необходимые компетенции ответственного сотрудника. Человеческий: проведение анализа. Временной: на данный анализ нужно не мене одного месяца. Возможно, дополнительные материальные ресурсы. |
Ценообразование исходя из проведённого анализа | Корректировка цен поможет достичь коммерческих целей по обороту и прибыли. | Усиленный контроль и согласование изменений, поскольку высоки финансовые риски. Требует высокой компетентности и ответственности. | Материальные потери или недополученная прибыль при условии, если изменение цен будет проведено некорректно. | Профессиональный ресурс: необходимые компетенции ответственных за процесс сотрудников. Человеческий: внедрение планируемого. Временной: первоначальная корректировка займёт около месяца, дальше – на постоянной основе. |
Проведение маркетинговых мероприятий в части продвижения товаров | Поможет привлечь и удержать покупателей, выполнить коммерческие цели. | Дополнительные расходы компании. | Проводимое мероприятие может не дать планируемого результата, что приведёт к финансовым потерям. | Профессиональный ресурс: необходимые компетенции ответственных сотрудников. Человеческий: реализация запланированного. Временной: на подготовку, согласование и реализацию мероприятий. Материальные ресурсы для реализации. |
Работа с неликвидом | Своевременная аналитика, учёт и принятые решения по работе с каждой конкретной ситуацией по неликвиду помогут снизить данную категорию до минимума, обеспечив товарооборот и прибыль компании. | Привлечение дополнительных сотрудников, например, для настройки автоматизации отчётности, или материальных затрат для дополнительного обучения. Мотивация сотрудников коммерческого блока на работу с данной категорией товаров. | Несвоевременно обнаруженный неликвид и неграмотно выстроенная политика работы с ним – материальные потери для компании (траты на закупку, логистику, хранение и т.д.) | Профессиональный ресурс: необходимые компетенции ответственных сотрудников. Временной: на подготовку, согласование и реализацию мероприятий по избавлению от неликвида. Человеческий: реализация запланированного. Материальные ресурсы для обучения, наладки отчётности, проведения мероприятий. |
Корректировка матрицы на основании аналитики. Контроль результатов | Регулярное проведение аналитики поможет своевременно реагировать на изменения в элементах системы и производить необходимые изменения. Тем самым, достигать коммерческих целей. | Дополнительные траты, связанные с отладкой IТ-системы или дополнительным обучением сотрудников. | Ошибки в анализе и принятых на его основе решениях могут дорого стоить компании. Высоки финансовые риски. | Профессиональный ресурс: необходимые компетенции ответственных сотрудников. Человеческий: реализация и контроль запланированного. Временной: на подготовку отчётности и реализацию мероприятий. Возможно, дополнительные материальные расходы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы по главе 2
На основании исследований, проведённых во второй главе квалификационной работы, были выявлены слабые места процесса управления ассортиментом ООО «АРТАНС», которые могут привести к стагнации развития, утрате конкурентоспособности и конкурентных позиций на рынке наградной и сувенирной продукции. В данной главе был предложен набор мероприятий, которые помогут исправить ситуацию.
Важнейшим мероприятием, направленным на совершенствование процесса управления ассортиментной политики, является выработка единой и понятной для всех сотрудников стратегии развития компании. От этого дальше будут зависеть стратегические и тактические цели по продвижению ассортиментной политики компании, будут анализироваться важные аспекты, вычисляться нужные рынки сбыта, осуществляться поиск новые решений, помогающих достичь этих целей.
В список важных рекомендованных мероприятий следует включить следующее: создание положения, отладка бизнес- процессов, организацию взаимодействия коммерческого блока и других подразделений, введение должности категорийный менеджер, изменение системы мотивации, иной формат работы с каталогом, составление товарного классификатора, апгрейт IT-системы и другие.
Внедрение каждого из этих предложений несёт в себе как положительные изменения, а также имеет слабые места и риски, требует привлечения различных ресурсов. Всё это подробно описано в данной главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема управления ассортиментной политикой является очень актуальной для любой коммерческой организации. Грамотно подобранный ассортимент и эффективное им управление способствует увеличению прибыли, росту объёмов деятельности организации, повышению имиджа и улучшению положения предприятия на рынке. Это важнейший инструмент конкурентной борьбы.
Компании «АРТАНС» не стала исключением в данном вопросе. В ходе исследования, проделанного в данной квалификационной работе, было выявлено, что ООО «АРТАНС» является одним из лидеров, динамично развивается и наращивает своё влияние на рынке наградной и сувенирной продукции. У организации есть сильные стороны по сравнению с основными конкурентами (ассортимент, лучший интернет-магазин, имидж компании, хорошая квалификация сотрудников, налаженная логистика, быстрые сроки исполнения заказов и т.д.), но отсутствие планирования стратегии компании, слабая кадровая политика, отсутствие системы в реализации маркетинговой политики, современной системы учёта и CRM делают конкурентное положение компании в отрасли слабым.
За анализируемый период экономические показатели направления B2C в ООО «АРТАНС» изменились в худшую сторону. Издержки на содержание производства и заработная плата высоки по сравнению с основными конкурентами на рынке из-за географического положения компании (высокая аренда, высокий индекс заработной платы).
Преимущества компании позволяют эффективно расширить рынок сбыта за счёт эффективно работающих каналов сбыта и качества продукции. Угрозой дальнейшего развития является появление новых конкурентов на рынке, давление поставщиков, снижение платёжеспособности населения и уровня массового спорта в стране. Руководству компании необходимо срочно принять меры по стабилизации положения компании по данному направлению.
Возможно, необходимо пересмотреть ассортиментную политику и политику ценообразования в направлении В2С.
На основании проведённого исследования был предложен ряд мер, направленных на совершенствование ассортиментной политики ООО «АРТАНС». Одно из важнейших мероприятий в этом направлении – это выработка единой и понятной для всех сотрудников стратегии развития компании. От этого дальше будут зависеть стратегические и тактические цели по продвижению ассортиментной политики компании, будут анализироваться важные аспекты, вычисляться нужные рынки сбыта, осуществляться поиск новые решений, помогающих достичь этих целей.
Также необходимо создать и внедрить положение по ассортиментной политике, оно поможет регламентировать все моменты, связанные с управлением ассортиментом в компании, зоны ответственности, станет проще принимать управленческие решения, поможет в достижении коммерческих целей. На это потребуется достаточно времени, и крайне важно, чтобы данный документ учитывал общую стратегию компании и не шёл в разрез с ней.
Отладка бизнес-процессов, имеющих отношение к управлению ассортиментной политикой, поможет выявить повторяющиеся процессы, убрать лишние, найти и определить «владельцев» процессов. Это в свою очередь поможет выстроить налаженную систему и бесперебойно работающие бизнес-процессы, а также организовать эффективное взаимодействия коммерческого блока и других подразделений.
Важно, чтобы все задействованные сотрудники и подразделения имели единое представление об ассортиментной политике и стоящих целях, поскольку данные мероприятия могут привести к изменениям в организационной структуре, балансировке нагрузки. Не устраивающие какую-либо сторону перемены могут влиять на качество коммуникации и эффективность совместных действий, что подразумевает финансовые риски компании.
Весомые расходы (по предварительным подсчётам около 1 540 000 рублей в год) принесёт введение в штатное расписание должности «категорийный менеджер». Но данная мера поможет определить ответственного за процессы сотрудника и позволит выстроить эффективную работу с ассортиментом в компании.
Изменение системы оплаты труда сотрудников, причастных к процессу управления ассортиментной политикой, поможет повысить их мотивацию и выполнить коммерческие цели компании.
В данной квалификационной работе было отмечено, что у компании «АРТАНС» присутствуют одновременно и опт, и розница. Работа в двух направлениях не позволяет сконцентрироваться на развитии, мешает правильному формированию ассортимента, усложняет и без того сложные бизнес-процессы, требует двойного управленческого учёта, рождает конфликты между отделами. Необходимо разделить эти каналы сбыта. Следовательно, необходимо разработать стандарты позиционирования товара для различных каналов сбыта, и, в частности, разделить выпуск печатного и электронного каталогов. Мера достаточно затратная, и имеющая много финансовых и репутационных рисков, но крайне важная и необходимая. Информированность о графике выхода новых каталогов поможет привлечь и удержать покупателей из разных каналов сбыта. Определённость в структуре и наполненности каталога упростит процесс выхода новых каталогов в будущем.
Дополнительные материальные, профессиональные и временные затраты может потребовать перестройка IT-системы, но автоматизированные процессы, налаженная отчётность помогут сэкономить время, а значит, и деньги и выстроить эффективную систему аналитики и контроля.
Важной недоработкой в работе компании «АРТАНС» с ассортиментом является то, что не учитываются роли товара внутри категорий, не проводится анализ на сбалансированность ассортимента. Проведение данного анализа поможет определить, какими именно товарами и насколько глубоко должна быть наполнена каждая категория. А грамотно сделанные выводы из этого анализа помогут скорректировать ассортиментную матрицу и достичь поставленных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Прогресс, 2013. – 254 с.
2. Брагин Л.А. Торговое дело – экономика и организация. – 5-е изд. – М.: ИНФРА, 2015. – 256 с.
3. Брагин Л.А., Данько Т.П. Организация и управление торговым предприятием. Учебник. – М.: Инфра–М, 2015. – 303 с.
4. Брагина С.С., Данько К.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2014. – 301 с.
5. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли: учебник. – М: 2015.
6. Волгин В.В. Склад: организация и управление. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2012. – 400 с.
7. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – 2-е изд. – М.: Экономика, 2016. - 238 с.
8. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – 3-е изд. – М.: Маркетинг, 2014. – 254с.