Санкт-Петербургское государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Политехнический колледж городского хозяйства»
Утверждаю Председатель П(Ц)К ___________________________ ________________________________ «____»_______________20____г. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Проведения занятия по МДК.02.03. Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных
Специальность 38.02.03. Операционная деятельность в логистике
ТЕМА 2.6 Оптимизация процессов транспортировки
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
Ознакомить обучаемых с понятиями складских и грузовых терминалов на транспорте, экспедиторскими услугами.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Склады и грузовые терминалы на транспорте.
2. Экспедиторские компании в цепи поставок.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: дистанционно
ВРЕМЯ: _______
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
Склады и грузовые терминалы на транспорте.
Склады в логистической цепи поставки бывают разного типа и назначения. Часть из них – это перевалочные склады на магистральном транспорте, другие – склады промышленных и торговых предприятий.
|
|
Перевалочные склады служат для хранения грузов в связи с перегрузкой товара с одного вида транспорта на другой. Обычно размещаются на железнодорожных станциях или водных пристанях. Здесь происходит приемка грузов, краткосрочное хранение и отправка грузов тарными местами.
Склады, располагающиеся в пунктах перевалки выполняют важные функции по преобразованию грузопотоков с целью дальнейшего наиболее эффективного транспортирования грузов.
При перегрузках в результате переработки грузов на складах могут меняться следующие параметры грузопотоков:
· размеры и состав транспортных партий грузов;
· число наименований грузов в транспортных партиях;
· тип и параметры транспортной тары и упаковки;
· тип и параметры грузовых транспортных единиц;
· время прибытия и отправления транспортных партий;
· стоимость грузов.
На перевалочных складах на магистральном транспорте могут меняться только некоторые из перечисленных параметров. Поэтому структура и устройство перевалочных складов более простые по сравнению с многономенклатурными складами торговых и промышленных предприятий.
Особую роль перевалочные склады играют на железнодорожных станциях и подъездных путях логистических терминалов. Это обусловлено:
большими размерами грузопотоков;
· малыми сроками хранения грузов (до 3 суток);
· большей возможностью и целесообразностью прямой перегрузки грузов (кросс-докинг);
· большим разнообразием номенклатуры;
· круглосуточной работой железнодорожного транспорта;
|
|
· наличием на складах работников двойного подчинения (приёмосдатчик – водитель погрузчика).
Современные механизированные перевалочные склады могут быть разнообразны по компоновкам, техническому оснащению и технологии переработки грузов:
· низкие склады с фронтальными стеллажами для мелких отправок и универсальными погрузчиками – применяются при небольших грузопотоках (до 2 вагонов в сутки);
· низкие склады повагонных отправок с глубинными стеллажами и универсальными погрузчиками – применяются при небольших грузопотоках, но доступ к каждому отдельному грузу не требуется;
· высотные склады (до 12,6 м) – применяются при больших грузопотоках. Используются разные погрузчики для ввоза-вывоза и ричтраки для внутрисклаской работы.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни-, мульти-, интермодальных и прочих перевозках.
Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья логистической системы производителей.
Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы. Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие логистические операции/функции. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортящихся грузов, а также контейнерные площадки. Часто терминалы также имеют железнодорожные подъездные пути.
Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелкопартионные отправки грузов. Например, объем обработки и прибыль для шведских транспортно-экспедиторских фирм АБСАВ и ВТЬ от работы с мелкими отправками на терминалах составляет около 60%. Основными операциями универсальных терминалов являются:
· маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
· оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
· сбор и развоз грузов;
· краткосрочное хранение;
· консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
· межтерминальная перевозка, перевалка грузов на другой вид транспорта (транспортное средство) и доставка грузов конечному потребителю;
· информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала;
· расчеты за транспортно-логистические услуги.
В последние годы на крупных терминалах все чаще осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки грузов. На Западе терминалы, терминальные сети и комплексы создаются как фирмами-производителями продукции, так и логистическими посредниками: транспортно-экспедиторскими фирмами и оптовыми торговыми посредниками.
Крупнейшие сети универсальных терминалов имеют по всему миру такие транснациональные экспедиторские компании, как ASGAB, Schenker/BTL, TNTEWи другие.
Обычно крупный универсальный терминал имеет административное помещение, склад сортировки мелких отправок, склад длительного хранения грузов, склад для международных перевозок грузов с таможенным досмотром, склад для переработки скоропортящихся грузов, площадки для тяжеловесных, длинномерных грузов и контейнеров, комнаты отдыха водителей и площадку для стоянки автопоездов.
|
|
Специализированные терминалы осуществляют операции транспортнологистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги.
Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов, повысить эффективность логистического менеджмента и качество сервиса, снизить логистические издержки.
При решении логистических проблем чрезвычайно важно всесторонне учитывать не только динамику развития товаропроизводителей и товаровладельцев, но и системы, обеспечивающие хранение и переработку товарных ресурсов. Это обеспечение имеет существенное значение как для каналов снабжения, так и для каналов сбыта, поскольку является важным составным элементом логистических цепей различной длины.
Терминал представляет собой комплекс устройств, расположенных в начальном, конечном, а также в промежуточных пунктах транспортной сети. Терминалы обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта в процессе продвижения материальных или пассажирских потоков. Они должны выполнять три основные функции:
Обеспечить доступ к подвижному составу, обращающемуся на определенном пути сообщения. Обеспечить легкую смену подвижного состава, работающего на данном пути или с другими видами транспорта.
Облегчить процессы трансформации материальных (пассажирских) потоков.
Грузовые терминалы
Перевозка грузов, осуществляемая через терминалы, называется терминальной. Значение этого вида транспортировки в современных микро- и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопределено прежде всего интегрированием в нем большого числа логистических активностей.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических, и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерчески-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни-, мульти-, интермодальных и прочих перевозках. Сегодня терминалы не только являются пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья логистических цепей производителей.
|
|