Младший школьный возраст — это время обучения детей основам проектирования

У выполненного проекта есть два результата:

внешний — можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;

внутренний - опыт творческой деятельности, приобретаемый младшими школьниками.

Особенности деятельности учителя, реализующего технологию проектного обучения:

♦  предлагает (или в совместной работе с учащимися помогает выбрать) посильный для детей, значимый для них, связанный с реальной жизнью проект;

♦ создает условия для внутренней мотивации, вдохновляет и на­правляет на достижение цели;

♦ помогает в разработке критериев результативности выполненного проекта;

♦ осуществляет подготовку учащихся к выполнению проектов, знакомит с особенностями проектной деятельности;

♦ организует группы учащихся для совместной работы;

♦ создает условия для выполнения проектов, активного включения младших школьников в работу;

♦ является консультантом, организующим доступ к различной информации;

♦ помогает ученикам в поиске нужных источников;

♦ сам является источником информации;

♦ контролирует ход работы, следит, чтобы все учащиеся принимали участие в выполнении задания; в случае необходимости) оказывает помощь;

♦ обеспечивает руководство выполнением проекта, координирует его процесс, регулирует деятельность учащихся, мотивируя, одобряя их усилия, отмечая важность совместной работы;

♦ поддерживает непрерывную обратную связь для успешной paботы учеников над проектом;

♦ организует коллективное обсуждение и содержательную оценку результатов и процесса работы, выступает участником коллективной оценочной деятельности;

♦ подводит итоги работы;

♦ помогает определить направления дальнейшей работы.

Значение использования проектной деятельности в обучении

Использование проектного обучения формирует:

♦ активную самостоятельную позицию школьника в обучении;

♦ творческие способности;

♦ учебную деятельность, умение добывать знания, перерабатывать полученную информацию, действовать по намеченному плану и решать задачи;

♦ интерес к исследовательской деятельности;

♦ коммуникативные умения, опыт работы в команде (быть в роли лидера и подчиненного, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением других);

♦ самостоятельность в приобретении знаний и использовании их для решения новых познавательных и практических учебных задач по предмету;

♦ возможность интегрировать знания, получаемые из различных источников;

♦ универсальные учебные действия, компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в пра­ктической деятельности.

В процессе проектной деятельности у младших школьников фор­мируются следующие универсальные учебные действия:

Аналитические (анализировать задачу, для решения которой недостаточно знаний).

Регулятивные:

 

• видеть цель предстоящей деятельности;

• определять, чему нужно научиться для решения поставленной задачи;

• планировать деятельность, которая должна обеспечить реше­ние задачи;

• на основе выполненного проекта ставить задачи по дальней­шему его развитию.

♦ Поисковые (исследовательские):

• выдвигать гипотезы;

• самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

• находить несколько вариантов решения проблемы;

• устанавливать причинно-следственные связи.

♦ Информационные:

• самостоятельно находить недостающую информацию в раз­личных источниках;

• запросить недостающую информацию у тех, кто ею может вла­деть (учитель, родители, специалисты в данной области и т. п.).

♦ Умения работы в команде:

• коллективно планировать деятельность;

• взаимодействовать с членами команды;

• руководить деятельностью группы в процессе разработки] проекта;

• оказывать помощь в решении общих задач;

• корректировать работу участников группы.

♦ Коммуникативные:

• вступать в учебное взаимодействие с разными людьми;

• вести дискуссию;

• корректно отстаивать свою точку зрения;

• в случае необходимости находить компромиссное решение.

♦ Презентационные:

• уверенно представлять результаты исследования;

• умение заинтересовать аудиторию;

• использовать различные средства наглядности в процессе выступления;

• отвечать на вопросы по результатам исследования.

♦ Рефлексивные умения (объективно оценивать процесс работы, ее результат, свое участие в проекте).

 

 

Подумайте, поразмышляйте

1. В чем, по вашему мнению, заключается отличие технологии прoблемного обучения от технологии проектного обучения?

2. Почему использование проектной деятельности в обучении младших школьников способствует их развитию?

3. Прочитайте материалы статьи Е. Новолодской (приложение 11) Реализация каких принципов проектного обучения представляется вам наиболее важной? Почему?

4. Т. В. Смолеусова (приложение 12) пишет, что учителя начальных классов чаще выбирают социальные, а не учебные проекты. Как вы думаете, почему?

5. Опираясь на материал статьи Т. В. Смолеусовой (приложение 12), предложите возможные проекты по различным учебным предме­там начальной школы.

6. Как вы думаете, с какими трудностями сталкивается учитель начальных классов, использующий технологию проектной дея­тельности?

 

Технология формирования учебной деятельности младших школьников (Г. И. Вергелес)

ПЛАН

1. Учебная деятельность (УД), ее отличительные признаки.

2. Характеристика системы формирования УД.

3. Технология формирования УД.

4. Показатели и уровни сформированное™ УД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: