М. И. Махмутов выделил ЭТАПЫ, которые проходит каждый ученик, от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы.
Рис. 34
Степень самостоятельности школьников в процессе решения проблемы может быть различной в зависимости от того, какую роль они выполняют на каждом из следующих этапов:
♦ проблемы ставятся и решаются с помощью учителя, самостоятельность учащихся невысока;
♦ учитель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы решения проблемы осуществляются совместно с учащимися;
♦ учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем;
♦ все этапы разрешения проблемной ситуации проходятся самими учащимися, самостоятельность и познавательная активность учащихся наивысшая.
Наивысший уровень самостоятельности проявляется в том случае, когда ученик сам проходит через все этапы.
Приемы создания проблемных ситуаций:
♦ создание проблемной ситуации и постановка проблемы перед изучением новой темы;
♦ проблемное изложение нового материала;
♦ сообщение учащимся различных противоречивых мнений по какому-либо вопросу;
♦ создание проблемной ситуации с помощью практического задания;
♦ сообщение учащимся неизвестного ранее факта, который вызывает недоумение и желание получить разъяснение;
♦ самостоятельное определение неизвестных понятий;
♦ объяснение причин явления;
♦ побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними;
♦ поиск новых путей практического применения учащимися того или иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения;
♦ побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них;
♦ выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка;
♦ побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации;
♦ варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Р. Глейзер и Л. Резник в своих исследованиях показали: использование специального приема, требующего от учащихся вербализации, проговаривания самой постановки проблемы (т. е. того, каких целей надо достичь при решении проблемы, осуществлении плана действий), привело к тому, что в экспериментальном классе количество учащихся, нашедших верное решение, превышало на 50 % количество учащихся контрольных классов.
Инструментом создания проблемных ситуаций выступают проблемные вопросы и проблемные задачи.
Вопрос, задача становятся проблемными, если:
♦ имеют логическую связь как с ранее усвоенными знаниями, гак и с теми, которые подлежат усвоению;
♦ содержат не только трудности, но и видимые границы известного и неизвестного;
♦ вызывают чувство удивления, чувство неудовлетворенности в имеющихся знаниях, желание, стремление получить новые.
Методы проблемного обучения:
♦ проблемное изложение;
♦ эвристическая беседа;
♦ творческая самостоятельная работа.