Технология проблемного обучения — это специально разработанная система специфических методов и приемов, использование которых способствует формированию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, развитию у них опыта творческой деятельности, творческого мышления, общих творческих способностей. Использование технологии проблемного обучения существенно зависит от того, какой из методов обучения используется (проблемное изложение, эвристическая беседа, творческая самостоятельная работа).
Технология использования проблемного изложения
В проблемном изложении информация подается в необычной форме, акценты расставлены так, чтобы создать основу для самостоятельных рассуждений школьников. По ходу изложения материала, учащиеся могут предвосхищать очередной шаг в рассуждениях учителя (или строить его иначе, по-своему), что будет свидетельствовать о проявлении творческого мышления.
Учитель:
♦ создает проблемную ситуацию;
♦ формулирует проблему, обнаруживает противоречие, заложенное в вопросе, демонстрирует разрыв в цепочке причинно-следственных связей;
|
|
♦ выдвигает гипотезы, ведет поиск, решает проблему (учащиеся следят за процессом поиска), доказывает гипотезу, аргументирует ее обоснованность, оправданность;
♦ формулирует вывод, в котором раскрываются новые стороны изучаемого объекта, углубляются причинно-следственные связи, показывается новый способ получения знаний (на всех этапах учащиеся выступают как активные и заинтересованные слушатели).
Технология использования эвристической беседы
Эвристическая беседа — диалог между учителем и учащимися, направленный на решение новой для учащихся проблемы. Он характеризуется логической взаимосвязью вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги самостоятельного решения школьниками проблемы.
Учитель:
♦ создает проблемную ситуацию (или помогает детям ее увидеть);
♦ формулирует проблему (или с помощью вопросов создает условия для ее формулировки, принятия детьми);
♦ с помощью вопросов помогает учащимся сформулировать гипотезу (или гипотезы);
♦ в диалоге направляет учащихся на оценивание выдвинутых гипотез, их доказательство;
♦ с помощью вопросов организует обсуждение и дискуссию по результатам работы, помогает младшим школьникам сформулировать выводы, осознать новые знания, новые способы действий, полученные в процессе решения проблемы.
Технология использования творческой самостоятельной работы
Творческая самостоятельная работа — метод проблемного обучения позволяющий учащимся самостоятельно решать проблему в целом открывать новые знания и способы действий.
|
|
Учитель:
♦ создает проблемную ситуацию (или помогает детям ее увидеть);
♦ с помощью вопросов обеспечивает условия для формулировки учебной проблемы детьми, ее принятия;
♦ напоминает об общих путях решения проблемы: анализ условий, выявление известного и неизвестного, выдвижение гипотезы, разработка одного или нескольких вариантов решения проблемы, выполнение выбранного плана решения, проверка полученного результата и оценка действий;
♦ после выполнения работы проводит обсуждение полученных результатов, помогая младшим школьникам осознать то новой (новые знания, новые способы действий), что было получено в ходе выполнения творческой самостоятельной работы.
Управление процессом решения проблемных ситуаций предполагает наличие у учителя следующих умений:
♦ предвидеть возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе разрешения проблемной ситуации, достижения поставленной цели;
♦ мгновенно переформулировать проблемную ситуацию в соответствии с возможностями учащихся, регулируя количество неизвестных компонентов, облегчая или затрудняя решение проблемы;
♦ направлять учащихся на решение проблемы, используя подсказывающие вопросы;
♦ выбирать проблемные ситуации, четко соотнося их с ходом рассуждений учащихся, решающих проблему:
♦ объективно оценивать варианты школьников по решению проблемы;
♦ доброжелательно общаться с учащимися, внимательно относиться ко всем мыслям, гипотезам, высказанным ими, поощрять их участие в диалоге.
Возможности использования проблемного обучения в групповых формах учебной работы:
♦ каждая группа решает одну и ту же проблему;
♦ проблема делится на части, и каждая группа решает свою часть проблемы.
Педагогическая ценность использования проблемного обучения
Значение использования проблемного обучения в деятельности учителя начальных классов заключается в следующем:
♦ проблемное обучение обеспечивает развивающий характер обучения, способствует развитию творческих способностей;
♦ его использование делает урок интересным, вызывает положительно-эмоциональное отношение к учебной работе;
♦ проблемное обучение требует от учащихся проявления самостоятельности;
♦ благодаря ему школьники знакомятся с элементарными методам и исследования той или иной науки;
♦ Проблемное обучение учит мыслить диалектически;
♦ оно обеспечивает прочность знаний (поскольку самостоятельно добытые истины не забываются).
Обучение в начальной школе не может строиться только на основе использования проблемного обучения, поскольку оно:
♦ не обеспечивает отработку навыков;
♦ является неэкономичным способом обучения, требующим больших временных затрат;
♦ предполагает высокий уровень подготовки учителя;
♦ не может быть использовано на каждом уроке.