Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это специально разработанная система специфических методов и приемов, использование которых способствует формированию самостоятельной познавательной деятель­ности обучающихся, развитию у них опыта творческой деятельности, творческого мышления, общих творческих способностей. Использова­ние технологии проблемного обучения существенно зависит от того, какой из методов обучения используется (проблемное изложение, эвристическая беседа, творческая самостоятельная работа).

Технология использования проблемного изложения

  В проблемном изложении информация подается в необычной форме, акценты расставлены так, чтобы создать основу для самостоятельных рассуждений школьников. По ходу изложения материала, учащиеся могут предвосхищать очередной шаг в рассуждениях учителя (или стро­ить его иначе, по-своему), что будет свидетельствовать о проявлении творческого мышления.

Учитель:

♦ создает проблемную ситуацию;

♦ формулирует проблему, обнаруживает противоречие, заложенное в вопросе, демонстрирует разрыв в цепочке причинно-следствен­ных связей;

♦ выдвигает гипотезы, ведет поиск, решает проблему (учащиеся следят за процессом поиска), доказывает гипотезу, аргументирует ее обоснованность, оправданность;

♦ формулирует вывод, в котором раскрываются новые сторо­ны изучаемого объекта, углубляются причинно-следственные связи, показывается новый способ получения знаний (на всех этапах учащиеся выступают как активные и заинтересованные слушатели).

 

Технология использования эвристической беседы

Эвристическая беседа — диалог между учителем и учащимися, направ­ленный на решение новой для учащихся проблемы. Он характеризу­ется логической взаимосвязью вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги самостоятельного решения школьниками проблемы.

Учитель:

♦ создает проблемную ситуацию (или помогает детям ее увидеть);

♦ формулирует проблему (или с помощью вопросов создает усло­вия для ее формулировки, принятия детьми);

♦ с помощью вопросов помогает учащимся сформулировать гипо­тезу (или гипотезы);

♦ в диалоге направляет учащихся на оценивание выдвинутых ги­потез, их доказательство;

♦ с помощью вопросов организует обсуждение и дискуссию по результатам работы, помогает младшим школьникам сформули­ровать выводы, осознать новые знания, новые способы действий, полученные в процессе решения проблемы.

 



Технология использования творческой самостоятельной работы

Творческая самостоятельная работа — метод проблемного обучения позволяющий учащимся самостоятельно решать проблему в целом открывать новые знания и способы действий.

Учитель:

♦ создает проблемную ситуацию (или помогает детям ее увидеть);

♦ с помощью вопросов обеспечивает условия для формулировки учебной проблемы детьми, ее принятия;

♦ напоминает об общих путях решения проблемы: анализ условий, выявление известного и неизвестного, выдвижение гипотезы, разработка одного или нескольких вариантов решения проблемы, выполнение выбранного плана решения, проверка полученного результата и оценка действий;

♦ после выполнения работы проводит обсуждение полученных результатов, помогая младшим школьникам осознать то новой (новые знания, новые способы действий), что было получено в ходе выполнения творческой самостоятельной работы.

Управление процессом решения проблемных ситуаций предпола­гает наличие у учителя следующих умений:

♦ предвидеть возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе разрешения проблемной ситуации, достижения поставленной цели;

♦ мгновенно переформулировать проблемную ситуацию в соответствии с возможностями учащихся, регулируя количество неизвестных компонентов, облегчая или затрудняя решение проблемы;

♦ направлять учащихся на решение проблемы, используя подска­зывающие вопросы;

♦ выбирать проблемные ситуации, четко соотнося их с ходом рас­суждений учащихся, решающих проблему:

♦ объективно оценивать варианты школьников по решению про­блемы;

♦ доброжелательно общаться с учащимися, внимательно относиться ко всем мыслям, гипотезам, высказанным ими, поощрять их участие в диалоге.

Возможности использования проблемного обучения в групповых формах учебной работы:

♦ каждая группа решает одну и ту же проблему;

♦ проблема делится на части, и каждая группа решает свою часть проблемы.

 

Педагогическая ценность использования проблемного обучения

Значение использования проблемного обучения в деятельности учителя начальных классов заключается в следующем:

♦ проблемное обучение обеспечивает развивающий характер обуче­ния, способствует развитию творческих способностей;

♦ его использование делает урок интересным, вызывает положи­тельно-эмоциональное отношение к учебной работе;

♦ проблемное обучение требует от учащихся проявления самостоя­тельности;

♦ благодаря ему школьники знакомятся с элементарными  методам и исследования той или иной науки;

♦ Проблемное обучение учит мыслить диалектически;

♦ оно обеспечивает прочность знаний (поскольку самостоятельно добытые истины не забываются).

Обучение в начальной школе не может строиться только на основе использования проблемного обучения, поскольку оно:

♦ не обеспечивает отработку навыков;

♦ является неэкономичным способом обучения, требующим боль­ших временных затрат;

♦ предполагает высокий уровень подготовки учителя;

♦ не может быть использовано на каждом уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: