Приложение 11. Е. Г. Новолодская. Организация проектной деятельности учащихся (К вопросу о креативных образовательных технологиях)

Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало. Активно действуя в окружающем его пространстве, ребенок творит, создает себя, самоопределяется в сис­теме жизненных отношений: «я — я», «я — природа», «я общество», «я -жизненная задача»...

Творчеству, как и любой другой деятельности, можно научиться. Для этого нужно понять, в соответствии с какими механизмами оно разворачивается, и овладеть ими. Образовательной среде необходимо дидактическое обновление системы развития творческой личности школьника... При этом особую актуальность приобретает вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.

На наш взгляд, к одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды начальной школы (при­менительно к возрастным особенностям младших школьников) можно отнести организацию проектной деятельности учащихся...

Метод проектов рассматривается как способ организации педагоги­ческого процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:

♦ предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе плани­рования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и по­лучению продукта совместной деятельности;

♦ обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;

♦ предусматривает высокую степень самостоятельности, иници­ативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой дея­тельности;

♦ служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;

♦ включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

♦ ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Проект (от латинского projectus — брошенный вперед) это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку...

К ведущим принципам организации проектной деятельности учащихся можно отнести следующие:

последовательность в планировании и осуществлении проекта;

регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);

динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);

учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересом возможностей и способностей учащихся;

гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; ра­венство всех членов команды, каждый из которых имеет право наошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участвовать одновременно в различных проектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработку своего, нового проекта;

инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несет мощный положительный заряд, создает! благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;

гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания...

творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;

самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): ре­ализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятель­ности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;

здоровьетворение: создание творческого поля деятельности яв­ляется мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни; творчество выступает действенным профилактиче­ским средством, альтернативой вредным пристрастиям у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей...

 

новизна и оригинальность: проектная деятельность является твор­ческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходи­мой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;

результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной задачи;

завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), с тем что­бы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.

Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект -это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле...

 

(Начальная школа плюс До и После. 2009. № 1.

С. 1-4. Текст приведен в сокращении)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: