Приложение 9. И. Я. Лернер. Зачем учителю дидактика

...Каждый из компонентов содержания обучения отличается своим способом усвоения. Изначально при всяком принципиально новом содержании учитель обеспечивает информацию, а учащиеся воспри­нимают ее, осознают, т. е. включают в систему своих представлений. Чтобы освоить новый способ деятельности, вербальной или нагляд­ной, ученик должен уже воспроизвести действие, и неоднократно, подчас тренироваться, словом, репродуцировать это действие. Совсем по-иному усваивается опыт творческой деятельности. Не опасаясь преувеличений, скажу, что единственный способ обретения такого опыта - решение проблемных познавательных и практических задач. Формы их могут быть разными: привычная вербальная задача, задача на основе наглядности, планирование эксперимента, творческое прочте­ние сложного текста и др. Но во всех случаях используются названные творческие процедуры.

Многолетний эксперимент убедил: творчеству можно учить... Мы уже знаем, однако, что опыт творческой деятельности нельзя усвоить средствами первых двух методов. Он требует решения проблемных задач. И обрести этот опыт возможно только с помощью методов проблемного обучения. Их, как мы знаем, три: исследовательский, частично-поисковый, или эвристический, и метод проблемного изложе­ния. О проблемном обучении читатель, вероятно, хорошо осведомлен, о его понятиях (проблемная ситуация, проблема) и характеристиках написано многими (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и другие). Поэтому здесь речь пойдет только о его методах, имеющих непосредственное отношение к теме нашего разговора.

Основной и определяющий метод проблемного обучения — иссле­довательский. Сравнительно с другими он предполагает наибольшее напряжение мысли и поэтому для умственного развития имеет самое большое значение.

Сущность исследовательского метода состоит в том, что учитель конструирует (или заимствует сконструированную другими) исследовательскую задачу, а ученик, получив ее, ищет способ решения. При этом он неизбежно проявляет черты творческой деятельности, о которых уже шла речь, и тем самым постепенно их усваивает. Исследовательский задачи могут быть текстовыми, графическими, практическими, основанными на наглядно-образном материале. Они могут быть краткими, на несколько минут, и продолжительными — на месяцы, могут строиться на материале учебника или требовать работы в теплице, на полевом участке. Это не важно. Главное в них — самостоятельный поиск способ! решения проблемы, творческое применение ранее усвоенных знании и умений, а также умение добывать новые.

50-100 проблемных задач в год по каждому курсу достаточно для развития посильных ученику творческих способностей.

К сожалению, в учебниках и методических пособиях мало проблемных задач, и я бы советовал учителям собирать их постепенно и потемно, пока наши издательства не издадут массовым тиражом сборники! проблемных задач для всех учащихся. И по всем курсам.

Проблемные задачи могут быть разной степени сложности. Как говорят, у каждой задачи свое поле поиска. В трудных случаях ученикам надо помочь, но так, чтобы сохранилась необходимость творчески мыслить. Для этого дидактике известен метод, названный частично- поисковым, или эвристическим. Учитель либо небольшой подсказкой сокращает поле поиска, либо расчленяет задачу на подзадачи и тем самым, сохраняя проблемность, облегчает пошаговое движение ученика к конечному результату. Так, предлагая сделать только конечный вывод или высказать гипотезу, или придумать способ ее проверки учитель включает учащихся в частичный поиск решения. Наиболее выразительный вариант частично-поискового метода — эвристическая беседа, редко, к сожалению, применяемая на практике. Это объясняетсяI и тем, что о ней стали говорить только в последние годы, не приводя! в пособиях грамотного образца.

Эвристические беседы бывают разных видов. Можно поставите сложный вопрос, а потом шаг за шагом вести учащихся к поиску ответа. Главное, чтобы все вопросы были взаимосвязаны и большинство из них требовали работы не памяти, а мысли.

При эвристической беседе, как и при других методах, могут использоваться слово, наглядность, практическая работа; учебник, лабораторная работа, кинолента, графика и т. д. Все это средства и формы метода. Подчеркну еще раз: эвристическая беседа должна занять в современном уроке значительно большую роль, чем занимает сейчас. Она — эффективнейшее средство развития творческих способностей учащихся, ибо вопросы могут приспосабливаться к любому уровню учащихся. Она же подводит, готовит к более широкому использованию исследовательского метода.

Совершенно неоцененным учителями, да и методистами остается третий метод проблемного обучения — проблемное изложение. При­меры его трудно найти в пособиях. В педвузах ему не учат. А между тем его значение, несмотря на то, что этот метод можно использовать в основном в старших классах, невозможно переоценить. Он вынуждает (не принуждает) слушателя думать, следить за последовательностью развертывания темы, контролировать логичность, словом, возвышаться до уровня культуры учителя.

Сущность проблемного изложения состоит в том, что учитель, явно или неявно сформулировав задачу, последовательно излагает ее реше­ние, раскрывая противоречия, возможные затруднения, варианты их преодоления, словом, показывает путь научного поиска.

(Лернер И. Я. Зачем учителю дидактика//

Народное образование. 1990. № 12. С. 74-83. Статья приведена в сокращении)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: