Приложение 15. О. В. Санвальд. Целенаправленное развитие коммуникативных умений у тревожных младших школьников

...Мы предположили, что развитие коммуникативных умений у тревожных младших школьников в процессе учебной деятельности буде! эффективно при следующих психолого-педагогических условиях:

♦ выделение четкой структуры формируемых умений;

♦ целенаправленное формирование каждого из данных умений

♦ выделение специальных приемов, направленных на формирова­ние необходимых умений;

♦ определенной этапности работы по развитию данных умений.
Отдельно остановимся на таком условии, как этапность работы по

развитию коммуникативных умений... Г. М. Бушуева предлагает следующую структуру коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно-коммуникативные умения.

Поэтому мы выделили следующие этапа работы:

♦ Мотивационный этап (осознание цели овладения умением, желание овладеть умением).

♦ Этап знакомства учащихся с алгоритмами и правилами поведения в различных коммуникативных ситуациях (информационный этап).

♦ Этап отработки отдельных умений.

♦ Этап применения полученных знаний и умений.

Для каждого этапа работы должны быть разработаны специаль­ные приемы, направленные на формирование необходимых умений. Определение таких приемов при систематической работе должна способствовать реализации конкретных задач каждого этапа развития коммуникативных умений.

Рассмотрим этапы более подробно.

Первый этап — мотивационный. Его цель заключается в раскрытии учащимся значения коммуникативных умений и значения речи как важнейшего средства общения.

Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос: а была ли перед ними поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее?

Наиболее удобно провести данную работу в рамках учебного пред­мета «Риторика». Учитель предлагает детям прослушать стихотворение Е. Тарковской «Где овечка без хвоста?». В данном стихотворении герой Ваня пытается разыскать свою овечку, спрашивая у различных персо­нажей — коровы, пса, козленка и т. д. Но ни одно животное не смогло помочь Ване. И только в конце Ваня встречает мальчика, который и по­могает ему разыскать пропажу. На основании данного стихотворения учитель проводит с детьми беседу, которая приводит детей к идее о том, зачем нужна речь людям.

Затем на этом же этапе детям предлагается другая удивительная история — «Палле один на свете», на основании которой проводится беседа о значении общения между людьми. Необходима на данном этапе и работа с учебными пособиями, материал которых поможет детям увидеть и понять эмоциональное состояние героев. На уроке «Литературного чтения» учащимся предлагается прослушать стихотво­рение Агнии Барто «Я люблю ходить вдвоем» (в рамках внеклассного чтения). На основании этого текста учителю необходимо подвести детей к мысли о том, что благодаря общению, беседе мы можем выражать свои чувства, делиться ими...

На данном этапе используемые приемы направлены на развитие когнитивного и эмоционального компонентов структуры коммуника­тивных умений.

Второй этап — информационный. Это этап знакомства учащихся с алгоритмами и правилами поведения в различных коммуникативных

ситуациях.

В этой совместной деятельности ученик должен прежде всего полу­чить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабаты­вали систему правил, по которой они будут действовать. В нашем случае дети получают знания о том, что такое мимика, изучают особенности проявления различных чувств, правила поведения в определенных речевых ситуациях, учатся работать в группе и т. д.

Используемые приемы:

♦ Выработка совместных правил общения в классе, школе и т. д.

♦ Включение в урок литературного чтения работы с определением эмоционального состояния героя, с использованием мимических схем.

♦ Обучение групповой работе.

При работе с текстом учителю предлагалось провести с учащи­мися анализ услышанного, обратив внимание на то, как при помощи интонации и голоса исполнитель произведения передает те эмоция и переживания, которые испытывает герой, передает отношение автора к герою. Если дополнять подобную работу использованием иллюстраций прослушанного момента или мимических схем с изображением! эмоций данного героя, то это будет способствовать развитию не только информационно-коммуникативных умений младшего школьника, ней и развивать перцептивную сторону общения.

Здесь можно использовать задания следующего типа: «Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.», «Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно», «Нахождение предложения (отрывка) в пе­чатном тексте, которое мог бы прочитать вот этот человечек»:

 

 

 

Рис. 1

Также на данном этапе важно учитывать различные варианты организации групповой работы, учить детей взаимодействию в группе.  Проведение групповой работы целесообразно использовать на урока русского языка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: