...Мы предположили, что развитие коммуникативных умений у тревожных младших школьников в процессе учебной деятельности буде! эффективно при следующих психолого-педагогических условиях:
♦ выделение четкой структуры формируемых умений;
♦ целенаправленное формирование каждого из данных умений
♦ выделение специальных приемов, направленных на формирование необходимых умений;
♦ определенной этапности работы по развитию данных умений.
Отдельно остановимся на таком условии, как этапность работы по
развитию коммуникативных умений... Г. М. Бушуева предлагает следующую структуру коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно-коммуникативные умения.
Поэтому мы выделили следующие этапа работы:
♦ Мотивационный этап (осознание цели овладения умением, желание овладеть умением).
♦ Этап знакомства учащихся с алгоритмами и правилами поведения в различных коммуникативных ситуациях (информационный этап).
|
|
♦ Этап отработки отдельных умений.
♦ Этап применения полученных знаний и умений.
Для каждого этапа работы должны быть разработаны специальные приемы, направленные на формирование необходимых умений. Определение таких приемов при систематической работе должна способствовать реализации конкретных задач каждого этапа развития коммуникативных умений.
Рассмотрим этапы более подробно.
Первый этап — мотивационный. Его цель заключается в раскрытии учащимся значения коммуникативных умений и значения речи как важнейшего средства общения.
Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос: а была ли перед ними поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее?
Наиболее удобно провести данную работу в рамках учебного предмета «Риторика». Учитель предлагает детям прослушать стихотворение Е. Тарковской «Где овечка без хвоста?». В данном стихотворении герой Ваня пытается разыскать свою овечку, спрашивая у различных персонажей — коровы, пса, козленка и т. д. Но ни одно животное не смогло помочь Ване. И только в конце Ваня встречает мальчика, который и помогает ему разыскать пропажу. На основании данного стихотворения учитель проводит с детьми беседу, которая приводит детей к идее о том, зачем нужна речь людям.
Затем на этом же этапе детям предлагается другая удивительная история — «Палле один на свете», на основании которой проводится беседа о значении общения между людьми. Необходима на данном этапе и работа с учебными пособиями, материал которых поможет детям увидеть и понять эмоциональное состояние героев. На уроке «Литературного чтения» учащимся предлагается прослушать стихотворение Агнии Барто «Я люблю ходить вдвоем» (в рамках внеклассного чтения). На основании этого текста учителю необходимо подвести детей к мысли о том, что благодаря общению, беседе мы можем выражать свои чувства, делиться ими...
|
|
На данном этапе используемые приемы направлены на развитие когнитивного и эмоционального компонентов структуры коммуникативных умений.
Второй этап — информационный. Это этап знакомства учащихся с алгоритмами и правилами поведения в различных коммуникативных
ситуациях.
В этой совместной деятельности ученик должен прежде всего получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. В нашем случае дети получают знания о том, что такое мимика, изучают особенности проявления различных чувств, правила поведения в определенных речевых ситуациях, учатся работать в группе и т. д.
Используемые приемы:
♦ Выработка совместных правил общения в классе, школе и т. д.
♦ Включение в урок литературного чтения работы с определением эмоционального состояния героя, с использованием мимических схем.
♦ Обучение групповой работе.
При работе с текстом учителю предлагалось провести с учащимися анализ услышанного, обратив внимание на то, как при помощи интонации и голоса исполнитель произведения передает те эмоция и переживания, которые испытывает герой, передает отношение автора к герою. Если дополнять подобную работу использованием иллюстраций прослушанного момента или мимических схем с изображением! эмоций данного героя, то это будет способствовать развитию не только информационно-коммуникативных умений младшего школьника, ней и развивать перцептивную сторону общения.
Здесь можно использовать задания следующего типа: «Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.», «Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно», «Нахождение предложения (отрывка) в печатном тексте, которое мог бы прочитать вот этот человечек»:
Рис. 1
Также на данном этапе важно учитывать различные варианты организации групповой работы, учить детей взаимодействию в группе. Проведение групповой работы целесообразно использовать на урока русского языка.