Приложение 16. Г. И. Вергелес, А. И. Раев. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования

Развитие именно творческих способностей становится особенно значимым в настоящее время в силу следующих обстоятельств: во-первых, резко возрастает информационный поток. Объем его таков, что овладеть им полностью принципиально невозможно. Творческие способности позволяют успешно осуществлять деятельность и в условиях дефицит! информации. Во-вторых, в условиях все ускоряющегося процесса развития различных сторон общества большее, чем прежде, значение при­обретает способность видеть и находить правильные решения постоянна; возникающих новых проблем. В-третьих, появление все новых и новых профессий, существенные изменения требований к уже имеющимся профессиям предполагают определенную мобильность личности, что: также требует развития творческих способностей.

По отношению к творческим способностям вполне применима клас­сификация, согласно которой можно говорить о специальных и общих творческих способностях...

К числу общих творческих способностей, которые целесообразно и возможно развивать в младшем школьном возрасте, можно отнести способность к вариативности, гипотетичности в процессе решения задач, способность к импровизации в различных ситуациях и способность к переносу.

Поскольку все вышеназванные творческие способности рассма­триваются как общие, можно определить и некоторые общие подходы; обеспечивающие их развитие.

Во-первых, с целью развития любой творческой способности целе­сообразно учить видеть многообразие новых признаков во все более знакомых объектах, ситуациях и т. п. и находить известные признаки в незнакомых объектах. Во-вторых, важно учить находить новые про­блемы, ставить новые вопросы о все более знакомых ситуациях и од­новременно предусматривать развитие умения находить нерешенные проблемы во все менее знакомых ситуациях. В-третьих, этим же целям способствует формирование умения устанавливать связи, зависимости сходства и различия как во все более незнакомых объектах, так и во все более знакомых. В-четвертых, необходимо учить комбинированию различных способов решений (объединение, изменение последователь­ности, введение новых операций и действий и т. д.)...

Представляется вполне допустимым изучать процесс развития об­щих творческих способностей на материале решения различных задач, предлагаемых ребенку в процессе его учебной деятельности, в условиях общения, в процессе нравственно оправданного выбора того или иного акта поведения.

Использование задач как достаточно универсального средства для проявления и развития творческих способностей определяется понима­нием задачи как проблемной ситуации, требующей своего разрешения на разном уровне. Специальный подбор предлагаемых ребенку задач должен быть осуществлен таким образом, чтобы не только фиксировать развитие способности, но и создавать условия для целенаправленного ее формирования.

Остановимся более подробно на характеристике каждой из назван­ных выше способностей и укажем пути их изучения и формирования. Изучая развитие способности к вариативности, прежде всего следует определить, какое количество возможных вариантов решений предла­гается, высказывается ли предположение о различных путях решения той или иной задачи, насколько обоснованы эти предположения, на что опираются дети, предлагая варианты решения, возникает ли в процессе поиска вариантов решения положительное отношение к этому дейст­вию, в какой мере осознается испытуемым необходимость и значимость поиска различных вариантов решения, сколь широко представлены все эти характеристики при решении стандартных и нестандартных задач, связанных с учебной деятельностью, общением и нравственным

поведением.

Поскольку вариативность решений может проявляться и как процесс, и как свойство личности, важно определить уровень развития данной способности в этом плане. Судить о степени развития способности к вариативности как устойчивом свойстве личности можно по широте и частоте вариативных решений на определенном уровне по всем опи­санным направлениям...

Формирование способности к вариативности предполагает специ­альный подбор задач, причем с последовательным их усложнением по всем намеченным параметрам.

Показатели развития способности к гипотетичности в значительной мере совпадают с указанными выше. Здесь также важно определить, какое количество гипотез выдвигается учащимися, что выступает в качестве основы для их выдвижения, насколько полно и глубоко обосновываются выдвигаемые гипотезы. Однако если при изучении; вариативности решений акцент в большей мере возможен на определе­нии количества решений, то, изучая гипотетичность, в первую очередь необходимо обратить внимание на правильность, глубину их обоснованности, особенности вербального выражения гипотез, их точность и соответствие действительности.

Способность к гипотетичности особенно важна как один из ком­понентов прогнозирования, поэтому показателем уровня ее развития выступает степень перспективности гипотез, степень их временной отдаленности...

Формирование способности к гипотетичности, как и способности к вариативности, следует вести по направлениям, фиксирующим развитие этой способности. Здесь также следует обратить внимание на не­обходимость постоянного усложнения предлагаемых задач, на создание условий, все в большей мере затрудняющих выдвижение и обоснование гипотез. Причем формирование данной способности должно осуществляться не только на материале решения разнообразных учебных задач, но и задач нравственного содержания... Исследование способности к импровизации вызывает определенные трудности и в первую оче­редь потому, что традиционно данная способность преимущественно изучалась лишь в области художественной деятельности. Имеется значительное количество работ, посвященных изучению импровизации в деятельности педагога при рассмотрении педагогической деятельности как творческого процесса (В. А. Кан-Калик).

Более того, достаточно часто изучается само явление импровизации без употребления соответствующего термина. Но существу, при решении любой новой задачи в той или иной мере требуется определенная ' импровизация.

Весьма сложно развивается процесс импровизации в возрастном плане. Известно, что ребенок дошкольного возраста успешно импро­визирует (Л. С. Выготский). Однако подобная импровизация оказы­вается возможной из-за недостаточного развития критичности у детей данного возраста, отсутствия необходимого опыта. Поскольку такая импровизация, как правило, проявляется в игровой деятельности, имеет место положительно эмоциональное отношение к совершенным действиям.

В процессе целенаправленного развития способности к импровиза­ции в младшем школьном возрасте весьма важно создать оптимальные условия для сохранения и упрочения положительно эмоционального отношения к подобной деятельности и одновременно учить ребенка критически оценивать собственную деятельность, повышать меру от­ветственности за результаты собственной деятельности, более полно и глубоко осознавать, почему именно так протекает совершаемая лич­ностью деятельность-Способность к импровизации, конечно, всегда является способно­стью, которой принципиально научить нельзя. Но невозможность на­учить не означает, что не следует этому учить. Обучение будет успешным в том случае, если последовательно увеличивать возможности ребенка восполнять недостающую информацию, учить опираться на уже имею­щийся опыт и все более полно осознавать ту систему действий, которые должны быть осуществлены для обоснования импровизации.

Ребенок также, безусловно, должен получать удовлетворение от успешности импровизации, т. е. постоянно следует уделять внимание созданию ситуаций, формирующих положительно эмоциональное от­ношение к актам импровизации.

Весьма важным показателем развития способности к импровизации является и возможность предвидеть ее последствия и нести ответствен­ность за ее результаты. Поэтому в процессе исследования необходимо обратить внимание на изучение этих сторон данной способности.

Способность к переносу в предполагаемых исследованиях кафедры отводится особая роль. С одной стороны, как нетрудно заметить, изуче­ние становления всех вышеназванных способностей (вариативность, гипотетичность, импровизация) именно как способностей, т. е. устойчи­вых свойств личности, возможно только в условиях переноса. С другой стороны, перенос целесообразно исследовать и как самостоятельную творческую способность.

Известно, что эффективность переноса зависит от уровня обобщения тех действий и отношений, которые используются в новых условиях. Поэтому общепринятым показателем переноса является его широта или, иначе говоря, степень отдаленности тех новых условий, в которых он проявляется... Весьма важно изучать особенности переноса все более обобщенных знаний, операционных структур и отношений. Подобные исследования целесообразно провести как в области учебной деятель­ности, так и в сфере общения и нравственного поведения.

Для того чтобы формировать способность к переносу, вероятно, с од­ной стороны, необходимо учить детей вычленять инвариантное, общее во все более отдаленных объектах, явлениях, областях деятельности, а с другой — учить находить разное во все более близких (Дж. Брунер) Кроме того, важно вести целенаправленное обучение умственному действию обобщения (Л. А. Регуш). Во всех случаях необходимо обращать особое внимание на точность словесного выражения совершаемой деятельности, поскольку именно в слове и может быть реально выра­жено обобщение. Целесообразно также выяснить особенности переноса в области интеллектуальной деятельности и эмоциональных отношений^ Априори можно высказать предположение о меньшей степени дифференциации, проявляющейся в области эмоциональных отношений чем в интеллектуальной деятельности. Однако данное предположение требует специального исследования.

Конечно, во всех случаях важно выяснить, в какой мере перенос сформировался как устойчивое свойство личности. Все названный способности — это познавательные способности, а творческими они становятся тогда, когда деятельность личности протекает успешна в условиях недостаточной информации, требует меньших, чем у других, временных затрат, а результаты деятельности характеризуются новизной и оригинальностью...

 

(Младший школьник: формирование и развитие его личности:

Сб. научи, тр. СПб., 2002. С. 3-9. Текст приведен в сокращении)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: