..Работа по формированию мотивационного компонента способности включала в себя не столько актуализацию уже сложившегося v третьеклассников ранее положительного отношения... сколько создание условий для проявления новых мотивационных установок.
Реализация этой идеи осуществлялась в ходе разработанных фронтальных бесед, в которые были включены ситуации (с постепенным переходом от сказочных к жизненным, а затем - к учебным), требующие проявления гипотетичности. Важным моментом работы являлся показ преимуществ человека, обладающего способностью к гипотетичности.
Работа строилась на доступном для усвоения третьеклассниками материале с использованием большого количества примеров и проблемных заданий. Методика формирования положительного отношения к гипотетичности на данном этапе предполагала использование произведений детских писателей (Л. Н. Толстого «Праведный судья», В. Драгунского «Денискины рассказы», Б. Житкова «Пудя» и др.), а также смоделированных ситуаций, где герои из этих произведений выдвигают предположения о решении проблем. В качестве примера одного из эффективных приемов, способствующих пониманию важности гипотетичности, а также формированию желания приобрести опыт деятельности по выдвижению гипотез, приведем прием «прерванного чтения». Знакомство с произведением продолжалось до момента столкновения главного героя с проблемой, затем младшим школьникам предлагалось найти свои варианты решения задачи.
Так, при знакомстве с рассказом Б. Житкова «Пудя» учитель предложила прервать чтение после того, как маленькие брат и сестра ради интереса оторвали кусочек меха от шубы папиного знакомого, который пришел к ним в гости. Дети очень испугались, что их строго накажут, и начали придумывать разные выходы из этой, можно сказать, проблемной ситуации.
Учитель предложила ответить, какие чувства испытывают дети в подобных ситуациях, и подумать, возможны ли другие варианты поведения и решения этой проблемы...
При анализе действий и предположений героев в той или иной ситуации обращалось внимание учащихся на личностные свойства, которые определяют характер поступка, общения, деятельности данного персонажа, а также на умения, которые помогают быстро и интересно решать разные проблемы, с которыми он сталкивается.
Обсуждение разных способов выхода из сложных и необычный ситуаций, где подчеркивалась зависимость успеха в поиске решения задач от способности выдвигать собственные гипотезы, способствовало формированию положительного отношения младших школьников к гипотетичности. Объективно умение правильно действовать в различных ситуациях вызывает положительные эмоции и желание овладеть им. Поэтому, предлагая и обосновывая самые разнообразные способы выхода из жизненных и учебных проблем, ученики испытывали радости что они нашли необычные решения. Например, на уроке «Окружающий мир» по теме «Воздух и его охрана» учащимся было дано задание доказать, что вокруг нас есть воздух. Ученики предлагали «повнимательнее» посмотреть вокруг или каким-нибудь способом подкрасить воздух и другие варианты. Правильным было засчитано решение нырнуть в бассейн и выдохнуть, тогда пузырьки воздуха поднимутся наверх. Такая проблемная ситуация помогла учащимся с легкостью ознакомиться со свойствами воздуха: прозрачность, бесцветность, без запаха.
В ходе работы, учащиеся... пришли к выводу, что умение выдвигать, доказывать и проверять гипотезы необходимо и что этот процесс, с одно стороны, очень увлекателен, а с другой — сложен, особенно если требуется предложить и обосновать несколько вариантов решения. Таким образом, отсутствие интереса и положительного отношения к гипотетичности в значительной степени может осложнить процесс формирования ее как свойства личности, поэтому программа формирования мотивационного компонента способности к гипотетичности включает в себя нескольку блоков — работу с признаками и структурой изучаемой способности. Внутри каждого блока важно проводить работу по расширению опыта учебно-познавательной деятельности, необходимой для выдвижения и обоснования гипотез...
(Герценовские чтения-2014. Т. 5. № 1.
С. 54-60. Текст приведен в сокращении)