Рис. 17. Структура штрихового кода EAN - 13

ШК представляет собой чередование темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. За единицу ширины принимается модуль — самый узкий штрих или пробел (ширина — 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100 (семь модулей, но два штриха и два пробела). Ширина штрихов и пробелов — от одного до трех модулей.

Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание. Для кодов EAN и UPC размер символа определяется как процент от номинального размера. Номинальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха -31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превышать 0,101 мм.

На рис.17 [12] видно, что в начале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Код EAN начинается и заканчивается старт/стоповым знаком (101).

Применение ШК разных типов. EAN-8 используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера. От EAN-13 этот тип ШК отличается сокращенной информацией и меньшими размерами, поэтому его наносят на малогабаритные товары, на которых не помещаются полные номера,

EAN-13 наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь.

ЕАN-14 применяется только для транспортной упаковки. Этот ШК крупнее, для нанесения его не требуется высококачественная печать. Предназначен в основном для транспортируемых грузов. Если товар продается вместе с упаковкой, то применяются только коды EAN-13, так как EAN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазине.

Анализ структуры ШК показывает, что закодированная в них информация носит коммерческий характер и малодоступна потребителю. Даже если будет расшифрована с помощью приведенной выше таблицы страна, где находится банк данных о ШК, она необязательно совпадает со страной происхождения товара. Для расшифровки названия организации-изготовителя требуются специальные классификаторы. Можно рассчитать контрольное число, но оно мало о чем говорит покупателю.

    На первых этапах применения ШК могли внедрять только крупные фирмы, завоевавшие и поддерживающие свой престиж за счет высокого качества продукции. ШК на упаковке не только поднимало престиж фирмы, но и выполняло роль рекламы. Поэтому в тот период ШК ассоциировались у потребителя с товарами, качество которых соответствовало повышенным требованиям.

Широкое распространение ШК привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами ШК стали объектом фальсификации.

В этой связи важно уметь распознавать этот, вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).

Назовем признаки ШК, позволяющие отличить подлинные ШК от фальсифицированных:

· размеры ШК (минимально допустимые — 21,0 х 30,0 мм, максимально допустимые — 52,5 х 74,6 мм);

· цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;

· место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки;

· ШК не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация);

· нанесение на упаковку только одного ШК ЕАN или UРС; нанесение двух ШК — ЕАN и UРС — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях, тогда ШК ЕАN и ШК UРС наносят на противоположные концы упаковки.

Ассортимент товаров

Ассортиментом товаров называют подбор (набор) товаров разных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку (назначению, сырью, способу производства).

Товарная номенклатура – это перечень однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения.

Товары народного потребления, вырабатываемые промышленными предприятиями, составляют промышленный (производственный) ассортимент. Промышленный ассортимент товаров разных производителей независимо от форм собственности должен согласоваться с санитарными органами Министерства охраны здоровья Украины.

Торговый ассортимент – это совокупность товаров, которые формируются организацией торговли или общественного питания с учетом их специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В отличие от промышленного торговый ассортимент включает товары разных производителей. Исключением могут быть фирменные магазины предприятия-изготовителя, которые реализуют товары только конкретной фирмы.

В торговый ассортимент кондитерского магазина (отдела) входят изделия разных отечественных и зарубежных кондитерских фабрик, а также предприятий общественного питания, хлебокомбинатов, пищевкусовых заводов.

В зависимости от широты предоставленных товаров в торговой сети различают ассортимент:

· простой;

· сложный;

· групповой;

· развернутый;

· смешанный.

    Простой ассортимент – это совокупность наибольшего числа групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют потребности ограниченного количества потребителей. Простой ассортимент товаров имеют магазины, которые реализуют товары повседневного спроса, в районах проживания населения с низкой платежеспособностью.

Сложный ассортимент – это совокупность товаров, представленных большим количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые способны удовлетворять потребности разных потребителей. Такой ассортимент имеют универсамы, универмаги и другие большие магазины, которые ориентируются на покупателей с разными запросами и материальными возможностями.

Групповой ассортимент – совокупность однородных товаров, которые объединены общими признаками и удовлетворяют аналогичные потребности.

Например: хлебобулочные, молочные, обувные и другие группы товаров.

Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий (секции в универмагах).

Развернутый ассортимент – это совокупность товаров одного вида, который включает значительное количество подгрупп, разновидностей и наименований. Такой ассортимент встречается в специализированных магазинах по продаже тканей, телевизоров и т.п.

Смешанный ассортимент – это совокупность товаров разных групп, видов, наименований, которые отличают большим разнообразием функциональных свойств. Смешанный ассортимент имеют магазины, реализующие товары повседневного спроса, большинство магазинов в сельской местности.

Структурой ассортимента товаров называют состав товарных групп и иных подразделений, входящих в ассортимент, и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях от всего ассортимента.

Под формированием структуры ассортимента товаров понимается пополнение и обновление ассортимента в соответствии с потребностями населения.

Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.

Показателями рациональности структуры ассортимента являются широта, полнота, степень обновления и экономичность ассортимента товаров.

Широта ассортимента характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Широта ассортимента может быть мерой насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида товаров, количество позиций в каждой группе товаров. Например, в магазине кондитерских изделий имеются товары трех групп изделий (карамель, конфеты, фруктово-ягодные), а каждая группа представлена несколькими разновидностями: карамели – 5, конфет – 5, а фруктово-ягодных – 3. Отсюда, глубина ассортимента – 13.

Полнота ассортимента – это способность совокупности товаров однородной группы удовлетворять максимальные потребности потребителей.

Полноту ассортимента товаров понимается как отношение числа разновидностей товара, находящегося в продаже, к числу товаров, предусмотренных стандартами или договорными обязательствами.

Обновлением ассортимента называют замену находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами, которые способствуют более полному удовлетворению потребности населения. Степень обновления характеризуют долей (в процентах) новых изделий в общем выпуске.

При оценке рациональности ассортимента товаров важное значение имеет оценка экономичности выпускаемых изделий в производстве и эксплуатации.

Факторы, влияющие на потребительский спрос, определяют и формирование ассортимента товаров на торговых предприятиях. К этим факторам относятся климатические условия, время года (сезон), социальный состав населения и др. С ростом уровня доходов населения все в большей степени возрастает спрос на новые товары и товары повышенного качества.

К критериям новизны товаров относят в первую очередь их новые функциональные свойства, улучшенные эргономические и эстетические показатели, повышенную экономическую эффективность использования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: