Результатом работы преподавателей, под руководством В. Кринского к 1926 году появилась довольно стройная программа Пространственного концепта — части общехудожественного обучения, доложенного Ученому совету ВХУТЕМАСа.
Состав программы был следующим:
«1. Типы формы как основной материал, который изучается в отношении свойств и принципов организации — поверхности, объем простой и сложный, и пространство.
2. Свойства указанных типов форм — форма, положение, величина (масштабность), масса, вес и другие.
3. Средства организации, понимаемые как средства композиционного построения.
4. Условия восприятия пространственных форм, т. е. конкретные условия положения зрителя по отношению к форме, неподвижный и движущийся зритель, характер его движения и условия освещенности. Основной метод работы — композиционное построение указанных типов форм в макетах» [24]
Существовала еще одна разновидность методики обучения основам архитектуры и дизайна. Автор ее, известный архитектор Илья Голосов, разработал системуобучения, состоящую из двух видов операций: анализ памятника архитектуры и композиционное предложение. Вот пример нескольких упражнений из этой программы:
|
|
«1. Архитектурные массы и формы.
2. Масштабность архитектурных масс и форм.
3. Средства выражения.
4. Архитектурная обработка масс.
5. Значение пространственных отношений.
6. Основа архитектурной композиции — ситуация масс.
7. Формы». [25]
В какой-то мере программы И. Голосова и Н. Ладовского имеют определенное сходство. Но существовали и значительные отличия. Это показывает довольно широкий спектр методик и приемов, лежащих в основе дизайнерской и архитектурной пропедевтики.