Подготовка якорного устройства, Отдача якоря

Подготовка проводится под руководством помощника капитана. У поста управления брашпилем (шпилем) находится боцман.

Подготовку осуществляют в следующем порядке:

- снимают металлические задвижки с якорного клюза, а также парусиновый чехол или заглушку с палубного клюза, через который якорная цепь проходит в цепной ящик;

- проверяют состояние якорной цепи в цепном ящике (цепь не должна быть перекручена);

- убеждаются в отсутствии людей в цепном ящике;

- проверяют ленточный стопор, после чего отдают все дополнительные стопоры, наложенные на якорную цепь;

- проверяется работоспособность брашпиля (шпиля) на холостом ходу;

- убеждаются в отсутствии за бортом судна посторонних предметов, могущих создать помехи свободной отдаче якоря;

- стравливают якорь под клюз и держат его на ленточном стопоре;

- докладывают на мостик о готовности якоря к отдаче.

Отдача якоря выполняется следующим образом. По команде с мостика боцман отдаёт ленточный стопор. Палый задний ход судна (или небольшой снос течением) позволяет якорю быстрее забрать грунт и предотвращает навал якорной цепи на якорь.

Якорную цепь необходимо травить с умеренной скоростью, чтобы цепь можно было легко застопорить в тот момент, когда якорь коснётся грунта.

В дальнейшем якорную цепь потравливают по мере натяжения, постепенно задерживая её, поскольку требуется приостановить продвижение судна. Не следует резко зажимать ленточный стопор. Если якорная цепь натянется, а затем ослабнет, можно считать, что якорь удерживает судно и что оно остановилось в своём движении.

По мере вытравливания цепи необходимо докладывать на мостик о количестве смычек «на брашпиле» или «в воде», натяжение цепи (слабое, среднее, сильное) и направление цепи относительно диаметральной плоскости судна.

 

 

Фото 37. Якорный шар

 

На больших глубинах, от 30 до 50 метров, якорь не следует отдавать сразу, так как от удара о грунт якорь и звенья первой смычки могут получить повреждения. Якорную цепь следует травить медленно при помощи ленточного стопора до тех пор, пока якорь не ляжет на грунт.

Когда будет установлено, что якорь держит («забрал»), на баке поднимают днём чёрный шар, ночью включают якорные огни.

После окончания постановки судна на якорь не следует оставлять цепные звездочки в зацеплении с приводом брашпиля (шпиля), необходимо только надёжно зажать ленточный стопор и затем, насколько это требует обстановка, наложить на якорную цепь дополнительные стопоры.

При работе с якорным устройством необходимо строго соблюдать требования правил безопасности (См. «Безопасность труда при работе с якорным и рулевым устройствами» на стр. 74).

СЪЁМКА С ЯКОРЯ

До начала съёмки с якоря необходимо заблаговременно выполнить подготовительные операции:

- проверяют надёжность крепления ленточного стопора, после чего отдают все дополнительные стопоры, наложенные на якорную цепь;

- проверяется работоспособность брашпиля (шпиля) на холостом ходу;

- вводят якорную звездочку брашпиля (шпиля) в зацепление с приводом;

- докладывают на мостик о готовности к подъёму якоря.

Выборку якорной цепи начинают на самой малой скорости и одновременно с этим включают систему обмыва якорной цепи (при её наличии). Когда судна тронется вперёд, скорость выбирания цепи можно увеличить, но не следует допускать большого разгона судна, чтобы цепь не пошла под корпус судна.

По команде, полученной с мостика, отдают ленточный стопор и включают брашпиль. Во время выбирания якорной цепи следят за её направлением: если цепь ложится на излом через форштевень, необходимо временно приостановить её выбирание, выжидая момент, когда нос судна, вновь будет повёрнут в нужную сторону. Если это не будет сделано, то якорная цепь, испытывая при изгибе чрезмерные напряжения, может разорваться или сильно деформироваться.

В процессе выборки якорной цепи необходимо постоянно докладывать на мостик о количестве смычек на брашпиле или в воде, натяжении и направлении цепи относительно диаметральной плоскости судна.

Когда якорь будет подтянут до «панера», т.е. когда якорная цепь будет направлена по вертикали к уровню воды, а сам якорь ещё не оторвался от грунта, об этом сообщают на мостик.

Момент отрыва якоря можно легко определить по работе брашпиля, который сразу начинает увеличивать частоту вращения после уменьшения нагрузки, а якорная цепь сразу ослабевает. Момент отрыва якоря от грунта – «якорь встал» - это переход судна из состояния «на якоре» в состояние «на ходу».

Необходимо спустить якорный шар и/ или выключить якорные огни и включить ходовые.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: