Методы обучения и преподавания

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и занимающихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения. В настоящее время выделяют три большие группы методов обучения:

· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

· методы стимулирования и мотивации учения;

· методы контроля и самоконтроля в обучении.

3.2.1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысление, запоминание учебной информации и практического применения полученных при этом знаний и умений. Выделяют следующие группы методов: словесные; наглядные (передачи и зрительного восприятия информации); практические (передача учебной информации посредством практических, трудовых действий, тактильного, кинестезического ее восприятия).

Словесные методы -рассказ, лекция, беседа, описание, объяснение, разбор, указания, оценка действий, команды и распоряжения, подсчет и др. При обучении плаванию словесный метод используется при формировании теоретических и практических знаний (материал носит преимущественно теоретико-информационный характер). Педагог помогает занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки.

Наглядные методы применяются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Использование их помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении техники плавания. Метод наглядного обучения предполагает использование не только зрительных восприятий, но также тех восприятий и ассоциаций, которые называются образным объяснением преподавателя. Наглядность в процессе обучения плаванию обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники плавания в совершенном исполнении. Для этого можно использовать кинограммы, рисунки, макеты, плакаты, учебные и спортивные, видеофильмы о плавании, а также научно-популярные кинофильмы. Показ фильма необходимо сопровождать объяснением, чтобы облегчить осознанием получаемой информации. Методы наглядного и словесного обучения очень часто применяют вместе.

Практические методы включают: метод упражнения, игровой, соревновательный (контрольный) и др. Применяется этот метод для развития практических умений и навыков при обучении плаванию. К ним относятся такие способы и приемы, применение которых позволяет добиться быстрого и качественного решения поставленной задачи - освоения навыка плавания.

Метод упражнения характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям, с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений в уроке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др. Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. В метод разучивания в целом входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью ногами и руками и различные варианты их сочетания. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники плавания после изучения ее элементов по частям. В начале целостное разучивание осуществляется на небольших расстояниях (поперек бассейна), с различными вариантами дыхания и др.

Игровой метод обучения является одним из важнейших методов обучения. Он используется как при работе с детьми, так и со взрослыми людьми. Игра - это система конкретных действий, которые выполняются в рамках определенных правил. В структуру игры входят: роли; игровые действия; игровые употребления предметов; отношения между играющими. Единицей игры является роль. Наиболее характерными признаками игрового метода являются:

1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях. Метод позволяет воспроизводить сравнительно сложные взаимоотношения между людьми. В связи с этим в игровом методе тщательно регламентируются взаимоотношения между играющими.

2. Чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий. В результате этого играющие должны владеть многообразными способами решения возникающих задач, а сформированные у них навыки отличаются гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям.

3. Высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариативность в игровых ситуациях требует самостоятельности в выборе наиболее результативных физических упражнений.

4. Отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке. Ученики могут использовать те действия, которые считают наиболее эффективными, в пределах правил игры. Нагрузка, которую они получают в игре зависит от их активности, выполняемой ими в игре функции, длительности использования метода, количества участников, содержания игры.

5. Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. Для достижения успеха в игре участнику приходится использовать целый комплекс действий (бег, прыжки, метания и др.). Все это обеспечивает комплексное воздействие на организм играющих. Редким исключением являются игры, направленные на изучение отдельного действия или его части.

6. Во многих случаях взаимоотношения между играющими осуществляются через какие-то предметы (мячи, игрушки).

Игровой метод создает возможности для комплексного развития двигательных навыков и качеств, для совершенствования координационных способностей, умения решать внезапно возникающие задачи, незамедлительно входить в нужный темп работы. Однако у этого метода есть и слабые стороны - ограниченная возможность для формирования нового, особенно сложного двигательного навыка, и трудность в точном дозировании физических нагрузок.

Соревновательный (контрольный) метод обучения в разных формах применяется на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Используется для повышения эмоциональности, увеличения двигательной активности. Даже в простейших формах соревновательный метод направлен на: воспитание умения показывать максимально высокий результат относительно уровня физической и психической подготовленности; воспитание мотивационной основы, готовности к предельной мобилизации в борьбе за победу.

3.2.2. Методы стимулирования и мотивации учения. Содержанием этой группы методов является формирование познавательных интересов у занимающихся и формирование чувства долга и ответственности по отношению к обучению.

3.2.3. Методы контроля и самоконтроля. В практике плавания важным является умение находить ошибки и неточности в движениях, определять причины их возникновения и способы их устранения. Методами контроля являются: текущий, периодический и итоговый.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: