1 Измерительный – значения показателей определяются с помощью технических средств измерений.
Определяются масса, частота вращения, размеры изделия, скорость автомобиля, сила тока.
2 Расчетный – значения показателей определяются по формулам, используются при проектировании, когда еще нет объекта.
Например, расчет прочности изделий, жесткости.
3 Регистрационный (статистический) – значения показателей определяются на основе наблюдений и подсчете числа событий.
Определяют показатели унификации, патентно-правовые, подсчет числа дефектных изделий в парти
4 Органолептический – показатели определяются на основе информации с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Показатели кондитерских, табачных, парфюмерных изделий.
5 Экспертный – показатели качества определяются на основании решения экспертов: дегустаторов, товароведов, дизайнеров.
Определяются эргономические и эстетические показатели.
6 Социологический – показатели определяются на основе сбора мнений потребителей путем опроса, организации выставок, конференций.
7 Традиционный (комбинированный) – показатели определяются должностными лицами, экспертными подразделениями (лабораториями, полигонами).
Оценить качество – сравнить показатели качества продукции с показателями качества однородной продукции, принятой за образец (эталон).
Уровень качества – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении ее показателей качества с базовыми значениями.
Этапы оценки уровня качества
Сначала формулируется цель оценки уровня качества.
Далее выбирается номенклатура показателей качества.
Выбирается способ определения численных значений показателей качества
Выбирается аналог – базовый образец, имеющий аналогичные показатели, которые соответствуют высоким требованиям государственных и международных стандартов.
Выбирается метод оценки уровня качества.
Оценку уровня качества проводят:
- при планировании работ по обеспечению качества,
- при технической подготовке производства,
- при приемке продукции (ПЗ),
- при моральном и материальном стимулировании качества.
Для оценки технического уровня качества продукции используют следующие методы оценки:
- дифференциальный,
- комплексный,
- смешанный.
При дифференциальном методе оценки уровня качества осуществляется сравнение показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.
Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества. Этот метод применяется, когда оказывается целесообразным уровень качества выразить только одним числом.
Сложность оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя.
Дифференциальный и комплексный методы оценки качества продукции не всегда решают поставленные задачи.
Используется смешанный метод оценки уровня качества.
Сущность оценки:
1 Единичные показатели объединяют в ряд групп, для которых определяют групповой комплексный показатель. Наиболее значимые единичные показатели рассматривают отдельно.
2 Найденные величины групповых и отдельно выбранных сравнивают с соответствующими значениями базовых показателей.
Понятие брака
Браком называется продукция, передача которой потребителю не допуска-ется из-за наличия в ней дефектов.
Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Дефекты бывают:
- явные, выявление которых регламентировано соответствующей документацией; могут быть исправлены- устранимые.
- скрытые, выявление которых документацией не предусмотрено, соответственно не исправимы - неустранимые.
По степени значимости дефекты могут быть:
- малозначительными не существенные,
- значительные существенные, но не критические,
- критические дефекты, исключают возможность использования и приводят к критическим ситуациям.
Различают брак:
- производственный, выявленный в ходе производственного процесса,
- внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции.
Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции так и неудовлетворительной контрольных служб предприятия и называется рекламацией.
Рекламация наносит производителю не только материальный, но и мора-льный ущерб, сказываясь на его репутации.
Если брак обнаруживается у потребителя, на предприятие поступает рек-ламация. В ней указываются причины, из-за которых продукция не не удов-летворяет требованиям заказчика.
Предприятие проверяет обоснованность рекламации и заменяет бракованную продукцию годной.
.






