1 Индивидуальный контроль качества – один или несколько рабочих несли ответственность за изготовление всего изделия, каждый мог контролировать качество (до 19 века)
2 Цеховый контроль качества связан с промышленным развитием и разделением труда - рабочий потерял из виду конечный продукт труда. Цеховый мастер нес ответственность за качество изделия..
3 Приемочный контроль качества – контроль законченной продукции. Увеличиваются объемы, технический контроль – самостоятельный вид деятельности, производится сплошной контроль. (В 1905г.появляется система Тейлора, вводятся понятия верхнего и нижнего пределов качества, появляются поля допусков.)
4 Статистический контроль. Производство крупномасштабное, переход к выборочному контролю с использованием методов математической статистики.
Статистический контроль – форма выборочного контроля, основанного на математической статистике, позволяет обнаружить и ликвидировать отклонения от нормального хода технологического процесса раньше, чем эти отклонения приведут к браку. (это статистическое регулирование технологических процессов).
Акцент с инспекции и выявления дефектов перенесен на их предупреждение путем определения причин дефектов и их устранении на основе изучения процессов и управлении ими.
5 Комплексное управление качеством заключается в обеспечении уровня качества не только готовой продукции, но и всех элементов и факторов продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации – на всем жизненном цикле продукции.
Этапы жизненного цикла продукции
Модель представлена в виде непрерывной цепи.
Маркетинг и изучение рынка
Маркетинг –1) искусство правильно выбирать целевой рынок,
2) система управления предприятием, предполагающая тщательный учет процессов происходящих на рынке.
Сначала надо думать о возможностях реализации продукции, а затем о возможностях производства.
Надо знать интересы потребителя, а не технические.
100 % фирм США и Японии имеют службы маркетинга.
2,3 Проектирование и разработка продукции и процессов
На основе обобщенной информации службы маркетинга проектируется продукция, отвечающая всем требованиям потребителя. О роли проектирования в современных условиях можно судить по правилу 70:20:10,
согласно которому качество продукции зависит
от качества проектирования на 70 %
от качества изготовления на 20 %
от эксплуатации на 10 %.
4 Закупки
При закупках должен действовать принцип «Найти, оценить и выбрать».
Основное на этом этапе рейтинг (оценка) поставщика.
Проводить конкурсы на приобретение товара является трудоемким и дорогим удовольствием, поэтому выбирают поставщика из тех, кто имеет сертификат системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000.
5 Производство (предоставление услуги)
Устанавливаются операции, которые оказывают существенное влияние на качество продукции, разрабатываются методы и средства по предотвращению отклонений параметров от заданных.
6 Проверки (контроль и испытания)
Проводится контроль материалов, оборудования, процедур, персонала. Контролируются вспомогательные материалы и промышленные среды.
Упаковка и хранение
Реализация и распределение
Установка и ввод в эксплуатацию
Техническая помощь и обслуживание
Должны соблюдаться условия хранения, транспортирования, разгрузки, погрузки, установки которые гарантируют сохранность упаковки и качество продукции. Должны существовать специальные службы по пусконаладке, кроме того они должны обучить потребителя правилам эксплуатации и давать консультации.
Послепродажная деятельность
После продажи должна существовать информация обратной связи с потребителем. Любая информация, поступающая в адрес изготовителя, обязательно анализируется и регистрируется в службе качества. Особое внимание уделяется рекламациям.






