- разрушающий (делает продукцию непригодной к дальнейшему применению, связан со значительными затратами, результаты характеризуются определенной степенью недостоверности)
К разрушающим методам относятся следующие испытания:
испытания на растяжение и сжатие;
испытания на удар;
испытания при повторно-переменных нагрузках;
испытания твердости;
- неразрушающий (основан на результатах косвенных наблюдений, применении средств рентгеновской и инфракрасной техники. Исходной информацией для неразрушающих методов являются вызванные наличием в изделии дефектов разного рода аномалий. Это могут быть искажения теплового потока, отражение или поглощение ультразвуковых дефектов в изделии. По характеру аномалий делается заключение о дефектах, их особенностях и причинах возникновения).
9 По цели контроля:
- приемочный контроль продукции,
- контроль качества продукции для оценки состояния технологических процессов
В процедуру контроля могут входить операции измерения, анализа и испытаний.
Измерения как самостоятельная процедура является объектом метрологии.
Анализ продукции, в частности структуры и состава материала и сырья осуществляется аналитическими методами: химический анализ, микроскопический анализ, микробиологический анализ.
Испытание – это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий.
Цель испытаний – получение объективной информации о фактических значениях показателей качества продукции и соответствии их НТД для принятия решений о постановке продукции на производство или готовности производства к массовому выпуску продукции или выдачи сертификата соответствия.
Испытания проводятся по соответствующим программам и методикам испытаний.
Программа испытаний – организационно-методический документ, обязательный к выполнению устанавливающий объект, виды, последовательность и объем проводимых испытаний, условия, место и сроки проведения испытаний, обеспечение и отчетность по ним, а также ответственность за обеспечение и проведение испытаний.
Методика испытаний – обязательный документ, включающий в себя метод, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению характеристик свойств объекта, формы предоставления данных и оценивания точности и достоверности результатов, требования безопасности и охраны окружающей среды.
В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:
- предварительные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности приемочных испытаний;
- приемочные испытания – испытания опытных образцов для
определения возможности их постановки на производство;
- доводочные испытания – испытания при разработке продукции с целью оценки влияния вносимых в нее изменений для достижения заданных показателей качества
- приемо-сдаточные испытания – испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;
- периодические испытания – испытания, которые проводят 1 раз в 3-5 лет для проверки стабильности технологии производства;
- типовые испытания – испытания серийных изделий после
внесения существенных изменений в конструкцию или технологию или рецептуру.
По месту проведения испытаний:
Лабораторные, стендовые, полигонные – испытания объекта на испытательном полигоне, натурные - испытания объекта в условиях, соответствующих условиям его использования.
По длительности:
ускоренные, сокращенные
По влияющим факторам:
Механические, климатические, электромагнитные, термические.
Испытательная организация – организация, на которую в установленном порядке возложено проведение испытаний отдельных видов продукции или проведение определенных видов испытаний.
Испытательная организация должна быть аккредитована в Росаккредитации и имела аттестат об аккредитации.
Система качества
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их экономики. Последнее время качество привлекает не только конструкторов технологов, руководителей производства, но и ученых, экономистов, социологов, широкие круги общественности.
Многолетний опыт показал, что никакие эпизодические и разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий, т.е. системы управления качеством.






