Необходимо предусмотреть употребление использованной продукции с пользой и предупредить ее вредное влияние на окружающую среду.
Далее начинается 1 этап, уточняются запросы потребителей и предприятие приступает к проектированию обновленной продукции.
5.1Системный подход к качеству начался с 50 годов 20 века
В 50 –годыстановится очевидным, что нужно объединить усилия всех в фирме, чтобы добиться качества. Американский ученый А. Фейгенбаум опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством ».
В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) контроля качества – TQC (Total Quality Control).
К главным задачам TQC относятся:
прогнозированное устранение несоответствий в продукции на стадии конструкторской разработки,
проверка качества поставляемой продукции, комплектующих и материалов, а также управление производством,
развитие службы сервисного обслуживания и надзор за соблюдением соответствия заданным требованиям к качеству.
Следует заметить, что этап развития системного, комплексного
управления качеством не прошел мимо Советского Союза – было рождено
много отечественных систем.
В 1950-е годы получила распространение С аратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. (БИП)
Цель системы – создание условий, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.
Основной критерий – процент сдачи продукции с первого предъявления.
Внедрение системы БИП позволило:
- обеспечить строгое выполнение технологических операций,
- повысить персональную ответственность рабочих за качественные результаты своего труда,
- эффективно использовать моральное и материальное поощрение рабочих.
Львовский вариант системы – система бездефектного труда (СБТ) разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры.
Цель системы – обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности путем повышения ответственности и стимулирования каждого работника предприятия.
Основным критерием, характеризующим качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда.
Внедрение СБТ позволило:
- количественно оценить качество труда каждого работника,
- повысить заинтересованность и ответственность каждого работника,
- повысить трудовую и производственную дисциплину,
- сократить потери от брака и рекламаций.
Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) впервые разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях Нижнего Новгорода 1957-1958гг..
В этой системе сделан упор на повышение надежности изделий за счет укрепления технической подготовки работы КБ и технологов производства. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и производились их исследовательские испытания.
Характерным для КАНАРСПИ является то, что она охватывает многие виды работ на стадии исследования и на стадии эксплуатации.
В КАНАРСПИ использовались принципы СБТ и БИП.
Внедрение КАНАРСПИ позволило:
- сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза,
- повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза, увеличить ресурс в 2 раза.
КСУКП ( комплексные системы управления качеством продукции)
В 1975г. на передовых предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции.
Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники.
В связи с внедрением КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, на предприятиях вводилась аттестация продукции.
В 1985 г. отмечалось, что за десятилетие КСУКП удалось создать и успешно реализовать конкурентоспособную продукцию, повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2-3 раза, сократить потери от брака и рекламаций.
5.2 В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM).
В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества -–-стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.
Специфика тотального управления качеством состоит в том, что если
раньше на предприятиях принимались компромиссные решения по таким
параметрам, как объем выпускаемой продукции, сроки поставки, затраты и
качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и вся
работа предприятия подчиняется этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия организуется исходя из интересов качества.
Если TQC — это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQМ — еще и управление целями и самими требованиями.
В TQМ включается также и обеспечение качества, которое трактуется к к асистема мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.
Система TQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок.
Основная идеология TQМ базируется на принципе – улучшению нет предела.
Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок.
При этом осознается, что достичь пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (quality improvement).
В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия,
а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к
системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и
безопасности продукции.
Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития,
это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно,
т.е. на предприятии должна функционировать система управления
качеством, представляющая собой организационную структуру, четко
распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы,
необходимые для управления качеством.
Вопросы по разделам «Подтверждение соответствия» и «Качество»
будут заданы индивидуально каждому и ответы нужно на них дать в день получения вопросов. Следите за своей почтой.






