Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющим тормозной системы?

ЗАНЯТИЕ 8

Продолжаем изучение курса: «Основы безопасного управления транспортными средствами» (тема 26 в билетах).

 

I. Изучить материал по теме:

Работа тормозной системы.

 

В начале рассмотрим следующие три термина:

1. Путь, пройденный за время реакции водителя (Sр)  – это путь, пройденный от момента обнаружения опасности до начала принятия мер по её избежанию.

2. Тормозной путь (Sт) – путь, пройденный от начала принятия мер (от нажатия на педаль тормоза) до полной остановки.

3. Остановочный путь(Sо) – путь, пройденный от момента обнаружения опасности до полной остановки.     Sо = Sр + Sт

То есть остановочный путь включает в себя и путь, пройденный за время реакции водителя, и, собственно, тормозной путь. А тормозной путь – это путь, пройденный автомобилем с момента срабатывания тормозов до момента полной остановки.

Что понимается под остановочным путем?

Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения опасности до полной остановки.

2. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

3. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода полной остановки.

Здесь же нам необходимо выяснить, как зависит длина тормозного пути от скорости движения. Выясним эту зависимость исходя из формулы для вычисления тормозного пути (рис. 1)

Из формулы видно, что длина тормозного пути прямо пропорциональна квадрату скорости. Это необходимо учитывать при движении на автомобиле.

Эта информация спрашивается в вопросе билетов:

Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?

1. Не зависит.

2. Увеличивается пропорционально скорости.

Увеличивается пропорционально квадрату скорости.

 

Длина тормозного пути автомобиля зависит не только от скорости движения, но и от других факторов (рис.2).

Рис. 2

 

Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющим тормозной системы?

1. Уменьшается, т.к. прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.

2. Не изменяется.

Увеличивается.

Тормозной путь легкового автомобиля с прицепом увеличивается, т.к. увеличивается масса автомобиля.

Реакция у каждого водителя своя, какая отпущена природой. Временем срабатывание тормозного привода мы тоже не управляем. Эти составляющие общего остановочного пути не в нашей власти. А вот длина и траектория тормозного пути очень даже зависит от умелых или неумелых действий водителя.

 

Рис. 3

Водитель красного автомобиля (рис. 3) выезжает из двора и видит, что слева приближается синий автомобиль, но глазомер подсказывает ему: «Я успеваю повернуть, ничего страшного не случится».

Водитель синего автомобиля «бьёт по тормозам» и через мгновенье оказывается на полосе встречного движения. Удар был настолько сильный, что красного выбросило на газон.

Что же случилось, почему синий автомобиль понесло на «встречку»? Почему вдруг движение стало неуправляемым? И что интересно – если бы сейчас водитель синего автомобиля вообще не тормозил, они бы мирно разъехались!

Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – блокировка колёс.

Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.

Но автомобиль двигаться не перестанет!

Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и пока колёса не катятся по дороге, а именно скользят, вращать руль совершенно бессмысленно – это не даст никакого результата.

Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!

Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым!

 Блокировка колес: если педаль тормоза резко нажать до упора, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть колеса перестанут вращаться (автомобиль становится неуправляемым)

Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения никакого нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой ABS (от англ. Anti–lock breaking system – антиблокировочная система).

Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок (рис.4) с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.

И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.

Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.

1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.

2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой (ABS) – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой (ABS) –  торможение путём нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания её до полной остановки.

И об этом на экзамене спрашивают:

Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной тормозной системой, достигается:

1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: