Какое свойство умножения связано с алгоритмом письменного умножения на круглое число? Опишите методику изучения приема письменного умножения на круглое число. В чем особенность случаев умножения чисел, оканчивающихся нулями, рассмотренных на с. 15, М4М, ч.2. Приведите объяснения учащихся при выполнении данных заданий.
Сочетательное свойство умножения связано с алгоритмом письменного умножения на круглое число.
Сочетательное свойство умножения — важное правило, полезное для упрощения вычислений.
Звучит оно так: Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала его умножить на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель.
Запись буквами выглядит следующим образом:
Данное свойство позволяет изменять порядок действий, выбирать более простой способ счета.
На основе его рассматривают устные приемы умножения на круглое число.
Данное свойство в учебниках программ М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской, А.Л. Чекина, изучается и формируется по-разному.
|
|
По программе М.И. Моро не вводится понятия «сочетательное свойство», а подается просто в виде правила умножения числа на произведение. В учебниках данной программы объединяются переместительное и сочетательное свойства.
Порядок выполнения действий при нахождении произведения не влияет на конечный результат, например, 2 ∙ (5 ∙ 3) = (2 ∙ 5) ∙ 3 = 30. В буквенном виде: a ∙ (b ∙ c) = (a ∙ b) ∙ c. Так же, как и в формуле переместительного свойства умножения, переменные a и b принимают любые натуральные значения и значение 0. Таким образом, результат умножения трёх чисел не зависит от постановки скобок, поэтому свойство можно проиллюстрировать так: 2 ∙ (5 ∙ 3) = (2 ∙ 5) ∙ 3 = 2 ∙ 5 ∙ 3 = 30.
При объединении переместительного и сочетательного свойств умножения формулируется правило преобразования произведения: «При умножении нескольких чисел, их можно как угодно переставлять и объединять в группы»
М4М, часть 2, стр. 12
В данной программе тема изучается за один урок до изучения приемов письменного умножения на круглое число, где сочетательное свойство является основной теоретической основой.
По программе Н.Б. Истоминой тема изучается в 3 классе. Понятие «сочетательное свойство», в отличие от программы Моро, выводится. Свойство формируется так: два соседних множителя можно заменить произведением.
М3И, часть 1, стр. 50
По программе И.И. Аргинской свойство изучается в 4 классе. Выводится понятие «сочетательное свойство», когда как по программе Моро этого не происходит. Раскрывают свойство через упражнение, показывают, что используя данное свойство можно упростить некоторые вычисления.
|
|
М4А, часть 1,стр. 32
По программе Л.Г. Петерсон сочетательное свойство изучается вместе с переместительным во 2 классе. Понятие «сочетательное свойство» выводится, в отличие от Моро.
М2П, часть 3, стр. 49
Прием письменного умножения на круглое число является 2 этапом в алгоритме изучения письменных случаев умножения.
Обучение проходит в следующем порядке: подготовительная работа, ознакомление, формирование умения, формирование навыка.
1. Подготовительная работа включает в себя повторение тем, которые являются теоретической основой приема: