Формирование национальной журналистики

Становление системы СМИ КНР (1949-1957).

После образования Китайской Народной Республики в Китае появилась журналистика нового демократического характера. Коммунистические информационные агентства сосуществовали с некоммунистическими информационными агентствами, а государственные информационные агентства сосуществовали с частными информационными агентствами, отражая социальный характер «нео-демократии» того времени. Но социализм - это направление развития китайского общества, поэтому создание национальной системы СМИ, носящей социалистический характер, было в центре внимания строительства журналистики в первые дни государственности.

Таким образом, как только был создан новый Китай, Центральный Комитет Коммунистической партии и Центральное народное правительство быстро адаптировали и обогатили партийную политику в сфере печати, развивавшуюся в революционной войне, и создали национальную сеть журналистики, которая распространялась по всей стране. Эта централизованная национальная система информации включает в себя центральную «партийную газету» - «Жэньминь жибао» («Народную газету») (в качестве основного официального канала новостей в печати), информационное агентство «Синьхуа» (как официальный «голос КНР» в мире) и Центральное народное радио и телевидение.

Газета была самым доступным и важным инструментом распространения новостей в первые дни государственности. Таким образом, создание национальной сети газет, во главе с партийной газетой «Жэньминь жибао» в качестве основного органа, было важной исторической миссией партии и Правительства того времени. Главной задачей «Жэньминь жибао» было освещать и комментировать важные отечественные и зарубежные текущие события, важные идеи, политические вопросы. В числе традиционных направлений информационной работы были: информирование о ситуации в стране и столице, обмен опытом, обсуждение различных идей и рабочих вопросов, публикация театральных произведений и презентация опыта литературной работы, публикация писем читателей и ответов редакции и т. д.

Кроме того, в первые дни государственности были национальные газеты:

«Гунжэнь жибао» («Рабочие газеты»), «Гуанмин жибао» («Светлая газета»), «Чжунго цинняньбао» («Китайская Молодежная газета»), «Цзяньканбао» («Здоровья газета»), «Цзэфан жибао» («Освободительная газета») и другие.

Газета «Гунжэнь жибао» была основана в Пекине 15 июля 1949 года. Газета «Гуанмин жибао» была основана в Пекине 16 июня 1949 года. Газета «Чжунго цинняньбао» была основана в Пекине 27 апреля 1951 года. Газета «Цзэфан жибао» была основана в Пекине 1 июля 1956 года.

Согласно статистике, в 1950 году в стране насчитывалось 382 различных газеты, а в 1951 году - 475. Среди них также несколько частных газет, но большинство из них - государственные. Позже, после корректировки в 1952-1953 годах, к октябрю 1954 года в стране было 248 газет. В соответствии с типологией прессы можно выделить следующие типы газет: 68 «общих» (общественно-политических) газет, 55 рабочих, 84 крестьянских, 16 молодежных, 20 малых народностей, 2 иностранных, 3 профессиональных газеты. Общее количество газет всех типов увеличилось почти в 3 раза по сравнению с 1950 годом.[1]

Для того чтобы эффективно представить «новый Китай» как за рубежом, так и внутри страны, государство решило создать китайское информационное агентство, которое в качестве основной задачи должно было сосредоточиться на пропаганде социалистического куса новой страны – КНР. 14 сентября 1952 года в Пекине было создано государственное информационное агентство Китая – «Синьхуа», а 1 октября оно начало работу.

Одной из особенностей информационной политики китайских агентств являлась ориентация, в основном, на зарубежных китайцев - соотечественников Гонконга, Макао и Тайваня и иностранцев. В соответствии с основными принципами и политикой китайского патриотического объединенного фронта, в пропаганде направленной на «китайскую диаспору», приоритет отдавался освещению политических, экономических, культурных, медицинских и других достижений, чтобы способствовать патриотическому единству китайцев. Ежедневный выпуск новостей на китайском языке составлял 5000 слов, а затем постепенно увеличился до 8000 слов. В то же время пресс-релизы отправлялись за границу, а также публиковались фотографии, связанные с китайскими пейзажами, культурными реликвиями, архитектурой и другим контентом, со временем добавились специальные статьи о китайском искусстве, кинопродукции, делопроизводстве, начали издаваться иллюстрированные газеты и т. д.

Национальная китайская радиосеть «от центра к регионам», была выстроена на основе материально-технической базы конфискованного радиооборудования Гоминьдана и за счёт использования местных «кадров радиовещания» освобождённых районов. «Центральное народное радио» является центром национальной радиосети. 5 декабря 1949 года пекинская радиостанция «Синьхуа» была переименована в «Чжоуян Жэнминь гуанбодяньшитай» («Центральную народную радиостанцию»), и ее возможности вещания были расширены на всю страну. Начиная с 1950 года, «Чжоуян Жэнминь гуанбодяньшитай» начала вещание на языках национальных меньшинств, первоначально только на монгольском и тибетском языках, а затем уйгурском, чжуанском и корейском. 

Задачами информационно-пропагандистской работы народной радиостанции, согласно соответствующим положениям, принятым в апреле 1950 года Главным управлением информации, являлось: во-первых - публиковать новости и передавать политические распоряжения; во-вторых – социальное образование; в-третьих - культурное развлечение. В соответствии с этими тремя задачами и основными условиями Китая, Центральное народное радио запустило популярные радиопрограммы: «Народное радио по всей стране», «Новости и газетные резюме», «Лекции по социальным наукам», «Вооружённые силы», «Радио для детей», «Экономическая жизнь», «Культурная жизнь» и другие программы. По аналогии с центральным радио в эфире местных провинциальных радиостанций также появляются различные информационные, образовательные и литературные программы.

Реализуя идею всеобщей «радиофикации» Китая, КПК и правительство создают и кабельную радиовещательную сеть по всей стране, в основном в сельских районах. К концу 1954 года в стране насчитывалось 101 уездная радиостанция, 705 радиостанций в малых и средних городах и 49854 радиоточек кабельного вещания.[2]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: