Организация слушания на уроках музыки, с учетом индивидуальных особенностей школьников. Лукьянова Е. В

Вступление (Лукьянова Е. В.)

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.  Именно поэтому ведущие музыканты- педагоги особое место отводили на  музыкальном уроке -слушанию музыки. Работы Б. Асафьева, В. Шацкой, Н Гродзенской, Д Кабалевского подчеркивали, что музыкальное воспитание детей - основа музыкальной культуры всего нашего народа,и именно слушание музыки духовной, народной, классической, высокохудожественной современной, способно возвысить духовную жизнь человека.Музыка и сегодня является неотъемлемой частью нашей жизни. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и «музыкальный ширпотреб антихудожественный, захлестывающий массового слушателя. Разрушение традиций, потеря основ преемственности культуры, трансформация нравственных идеалов, смена ценностных ориентаций, отторжение духовных основ – вот что определяет содержание современной молодежной культуры. Эти идеалы непосредственно связаны с потребляемой молодежью музыкой.

 Вот почему мы вновь заговорили о возрождении духовности в нашей жизни,а значит и в учебно- воспитательном процессе детей и юношества. Известный музыковед и философ В.В. Медушевский неоднократно подчеркивал, что религия и православие способны вывести нацию из нравственного тупика.

 Поэтому за последние годы, работа по музыкальному  воспитанию детей и юношества получила значительное развитие: введены новые альтернативные программы по музыке в школе, в дошкольных учреждениях. Используются различные формы внешкольной просветительской работы и в нашем городе: фестивали, конкурсы «Студенческая весна», «Поющие искорки», музыкальный лекторий Белгородской филармонии и др... Общая наша цель остается – всестороннее развитие активного слушателя, способного воспринимать музыку как отражение самой жизни, осознавать, что музыка может влиять на мысли, чувства и даже поступки, человека.  Мы вновь затронули проблему организации слушания музыки, поиск дополнительных форм и методов. Ведь музыка самый юношеский вид искусства. Осознание своего духовного «я» гораздо доступней ощутить через музыку, потому что ее демократический язык понятен любому возрасту и любой национальности.  Так какую же музыку должны слушать наши школьники?Какие формы и методы использовать для оптимизации процесса слушания? Как оградить от музыкальной агрессии детскую аудиторию?

В наше время проблема воспитания слушателя, способного воспринимать, отличать подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки не потеряла своей актуальности Эта проблема поднимается сейчас и в педагогике, и в музыкознании. Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями.

Организация слушания на уроках музыки, с учетом индивидуальных особенностей школьников.  Лукьянова Е. В.

В связи с тем, что учащиеся приходят к нам на урок с различной музыкальной подготовкой, с различной степенью восприятия музыкального произведения, мы условно можем разделить класс на три группы. Первая група – характеризуется удовлетворительным развитием всех трех компонентов отношения к музыке (Знания, слух, эмоциональный отклик). Эта группа учащихся обладает достаточными начальными музыкальными знаниями, ярким эмоциональным откликом на музыку, достаточным слуховым опытом характерным для своего возраста. Данная группа весьма активна по отношению к музыке, обсуждение музыкальных произведений на занятиях принимает вид увлекательных бесед. Следует учитывать хорошую начальную музыкальную подготовку этих учащихся, так как случается, что запланированный для урока материал им уже хорошо известен.

Первая группа может выступать в качестве опорного звена в педагогической деятельности учителя. При правильной организации работы, эти учащие могут положительно повлиять на активность всего класса.  И вопросы перед слушанием могут быть аналитического характера.Как правило, эти дети посещали или посещают музыкальную или хореографическую школы. Учащиеся готовы слушать и воспринимать довольно сложные по форме, содержанию и восприятию произведения. Пример Подковыров «Прелюдия»

У учащихся второй группы слабо развит компонент познавательной связи и музыкальный слух, хотя в эмоциональном плане они близки к первому типу. Критерием эстетики ценного в музыке для них является не внутреннее эмоционально-образное содержание произведения, а внешнее звуковое оформление музыки: ритм, аранжировка, состав исполнителей т.п. Музыкальные явления им не понятные или сложные по языку, оцениваются резко отрицательно.

Работа с этим типом должна быть направлена на развитие компонента познавательной связи отношений, т.е знания не тольковнешней характеристики произведения –насторения и характера, но и внутренней –характер маршевый, потому что размер 4 четверти и развитие музыкального слуха за счет накопления слухового опыта на доступных, понятных и небольших произведениях. Пример: А.Гречанинов «Прелюдия» Необходимо опираться на знания, полученные в цикле других предметов изучаемых в школе и смежные виды искусства, в данном случае –кино. Музыка к кинофильмам. Вопросы теории музыки следует затрагивать очень осторожно, для того чтобы не перегружать учащихся информацией и не загасить в них интерес к приобретению знаний.

В условия правильно поставленной работы у учащихся этого типа развивается полноценное отношение к музыке и становится возможным переход их в1группу.Наиболее распространенные вопросы для этой группы-Какое настроение передает автор произведения?, какой музыкальный образ?, каков состав исполнителей?, какой характер ритмического рисунка- четкий, жесткий или танцевальный? Педагогическая задача первого этапа заключается в том, чтобы научит детей откликаться на музыку, побудит интерес к ней.В работе с этой группой учащихся следует уделять особое пристальное внимание:

- доступность по восприятию прослушиваемых музыкальных произведений на уроках;

- подбор интересного, образного и красочного музыкального материала; 

Третья группа –наиболее сложная, т.к учащиеся недостаточно развиты по всем трем компонентам отношения к музыке: знания, слух, эмрциональный отклик. Эти учащиеся затрудняются назвать любимое музыкальное произведение, потому что эмоциональное отношение к музыке не достаточно развито. Учащиеся этого типа отличаются своей пассивностью. Из беседы с представителями этой группы выяснилось, что они уверовали в свою «неспособность» к музыке, критически высказываются о своем музыкальной развитии. В начальный период работы нецелесообразно обращаться к данной группе школьников с вопросами, требующими развернутого ответа. Поэтому вопросы, адресованные к ним, следует ставить в альтернативной форме (ответ может быть либо положительным, либо отрицательным), или в форме, когда варианты ответа содержатся в самом вопросе. Активизации мыслительной деятельности этих учащихся на уроке способствуют вопросы: «Вы тоже так думаете?», «Это звучит опера?», «Это произведение героическое по настроению?», «эта музыка написана к кинофильму?». Пример Дашкевич «Вступление». Эти произведения будут восприняты, потому, это музыка к известным кинофильмам, а так же жанр романса достаточно свободно воспринимается различной аудиторией слушетелей.Учащиеся могут вспомнить моменты из кино и воспользоваться «подсказкой» из сюжета.Уверенность, что с их мнением считаются, что оно интересно другим – учителю и учащимся, - что их мысли будут выслушаны со вниманием, формирует у представителей этой группы более высокие формы активности, а примеры беседы учителя и примеры ответов учащихся других групп позволяют им выработать правильные подходы к восприятию музыкальных явлений. Для каждоу группы небходимо тщательно продумывать содержание заданий в период подготовки к уроку. Для каждого задания необходимо наметить конкретный адресат – учащегося (или группу учащихся) определённого типа, которому его решение способно принести пользу. Для того чтобы на формулирование заданий различным группам и школьникам не терять учебного времени, могут быть изготовлены специальные карточки со спрятанным текстом вопроса. Ответ на него учащиеся должны найти на самом уроке (если вопрос не очень сложен), либо подготовить его дома (если вопрос требует длительного обдумывания, обращения к специальной литературе).

Объясняя классу, новый материал учитель пытается попеременно обращаться то к одной, то к другой группе учащихся. В отдельных случаях с целью сообщения информации одной группе, можно применить различные способы «выключения» другой. Группы, которые нуждаются в этой информации, потому что она им не знакома или потому что она для них слишком сложна – получают задания, требующие времени для поиска ответа. Обычно при этом используются карточки с рисунками или текстом.Однако учащимся, получившим интересный для них вопрос трудно сосредоточиться на уроке. Это обстоятельство и объясняет небольшие масштабы применения данного приема.

Поэтому в построении заданий и в методике подачи материала необходимо попытаться отыскать такие опорные звенья, которые совпадают с интересами большинства групп, Например современную музыку, которая часто звучит в телефоне, в компьютере, может заинтересовать всехучащихся. Сказывается частота звучания мелодии, увлеченность знакомых и друзей данной мелодией, доступость и лиричность. Пример «В саду», Важная задача - отыскать общность интересов учащихся при отборе музыки для слушанья. Критерий доступности музыки обязывает преподавателя учитывать интересы в первую очередь нижестоящих в эстетическом плане групп.:

Существует определенный круг музыкальных произведений, которые доступны всем школьникам: Л.В.Бетховен «К Элизе», «Лунная соната»,В. Моцарт «симфония № 40» С.В.Рахманинов «Прелюдия до диез минор», П Чайковский «Осенняя песня», а так же современные произведения.

 Плодотворными могут быть осуществление в процессе занятий связи между литературой и музыкой. Полезно проследить влияние и значение музыки для творчества многих знаменитых поэтов и писателей. Например П Чайковский и И. Левитан,М. Мусоргский и Гартман.

Важным моментом во взаимодействии групп является стремление учащихся к подражанию друг друга.

Основными мотивами подражания выступают:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: