Слушание как один из аспектов музыкального воспитания школьников. Шевелева М

Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на нее, но понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание.: Слушание позволяет формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений развивает творческие способности, музыкальный вкус. В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Благодаря слушанию произведений у детей развивается музыкальное восприятие — сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение — это еще не все, важно осмыслить идею произведения. Строй  мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое находится в зависимости от уровня общего и музыкального развития.На необходимость развития разных сторон восприятия музыки неоднократно обращали внимание музыковеды-практики, непосредственно работавшие с детской аудиторией.Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание — всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать..Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Вкус характеризуется тем, что человек предпочитает, выбирает и оценивает как наиболее интересное, нужное. Если его положительную непосредственно-эмоциональную оценку получают произведения высокохудожественные, значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае — плохим (возможно, неразвитым). Вкус может быть ограниченным и — широким, и одновременно хорошим или плохим, т.е. человеку могут нравиться подлинно художественные произведения, но их количество может быть большим или малым. То же самое можно сказать и о плохом вкусе: нравится многое, но низкопробное. Хороший музыкальный вкус означает, что его обладатель способен испытывать эстетическую радость, наслаждение от подлинно прекрасных произведений. Другие произведения могут вызвать активную неприязнь (если они претендуют на свою значительность) или восприниматься, не оставляя значимого следа в душе слушателя. Важно научить воспринимать музыку как отражение действительности, научить «общаться» с ней, слушать ее. А для того чтобы слушание становилось слышанием, нужны и какие-то дополнительные моменты. Слушание знакомых пьес в новом звучании (оркестровом, в исполнении известных пианистов, певцов и т. д.), сравнение различных трактовок, аранжировок одного и того же произведения активизируют и обогащают восприятие. Особенно яркое воздействие на учащихся оказывает «живое», выразительное исполнение произведения учителем, который может использовать прием контрастности (исполнение контрастных произведений), с помощью которого можно направить внимание слушателей на усвоение определенных знаний и слуховых представлений.Важо научить слушателя понимать замысел композитора,раскрыть выраженную идею, дать социальную и художественную оценку. Еще В. Шацкая отмечала, что учащихся5-7 классов привлекает и интересует общение с музыкой тогда, когда они сами убеждаются, что музыка тесно связана с жизнью.Учащиеся способны проанализировать особенности конкретной исторической эпохи, опираясь на знания по смежным дсциплинам,и путем сопоставления выявляют общность и различие средств выразительности.Метод направленного восприятия в процессе слушания, основывается на предшествующем опыте. Уже сами названия «Вальс», «Марш», «Соната» создают направленность на «систему ожиданий», ассоциаций, связанных с той или иной формой..

 Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Пример Романс Петрова

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: