Преемственность и степень подготовленности учащихся 1 ступени по слушанию музыки. Жидовкина И Н

Слушание музыки, как и весь педагогический процесс в целом, не может протекать без творческого контакта с учениками. Только в атмосфере взаимной заинтересованности всем тем, что составляет содержание урока музыки, можно говорить с детьми о музыкальном произведении. Слушание музыки, является активным внутренним процессом сосредоточения.

Каждому педагогу известно, как важно настроить ребят на слушание музыки. Поэтому такое большое значение имеет слово учителя: беседа о музыкальном произведении, правильно поставленные вопросы, рассказ о творчестве композитора, все, что создает эмоциональный настрой урока.

 Умение слышать музыку и размышлять о ней, воспитывается в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки, даже если он знает, что после музыки учитель задаст какой-нибудь вопрос или он уже готов на него ответить. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того просто требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять. Выполнять этот закон надо потому, что «слушание музыки» — это, прежде всего внимательное вслушивание в нее, а не «загадки — отгадки». Но и после того, как музыка отзвучала, руки не надо поднимать. Учитель должен дать ребятам возможность прочувствовать и придумать услышанное и лишь спустя некоторое время задать им вопрос — вот тогда можно поднимать руки. Так в классе воцаряется атмосфера, близкая к атмосфере концертного зала, и у ребят быстро проявляются не только навыки внимательного слушания, но и любовь, и уважение к музыке.

Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания (слушать произведение до конца, в полной тишине), умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию. Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке произведений, они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными, близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным. У каждого ребенка с его особым внутренним миром свои интересы. В то же время в определенном возрасте детей объединяют и общие увлечения. Младшие школьники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Онис интересом воспринимают произведения, посвященные героической тематике. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью и музыки и формы. Предлагая вниманию школьников, музыкальный материал для слушания, важно учитывать объем их слухового внимания. Например, дети шести-семи лет способны внимательно слушать музыку одну, полторы минуты; учащиеся III класса — около трех минут, а четвероклассники уже могут охватить вниманием музыкальный образ, звучание которого длится четыре-пять минут. Подростки внимательно слушают произведения, звучащие до пятнадцати — семнадцати минут.

Привлечение поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности, помогает детям обобщать свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают и исполняют на уроках.

Слуховой опыт, накопленный ребятами за первые два года музыкального обучения, дает вполне достаточную основу для того, чтобы подвести учащихся к ощущению стиля того или иного композитора, выработать в них способность определить автора по новой, ранее еще не слышанной ими музыке. Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в начальной школе становятся Чайковский, Бетховен, Шопен, Прокофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. На этом первоначальном этапе развития их музыкальной культуры названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами, наиболее доступными детскому восприятию, составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани.

Чайковский для ребят, прежде всего, будет композитором, бесконечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевавшим свою родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преобладанием песенности, а Бетховен - как автор музыки сильной, мужественной, героической, основанной на маршевости. Ф. Шопена учащиеся воспринимут как композитора, воплощавшего в своей музыке красоту польской народной песенности, танцевальности и в то же время глубокие переживания, связанные с борьбой угнетенного польского народа за свободу. Произведения С. Прокофьева будут восприняты учащимися вначале как воплощение их мира детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже — как патриотические - («Александр Невский»). Музыкальный язык Прокофьева будет в сознании ребят, связан с ощущением особой «остроты», даже «колючести» звучаний, иронии и сарказма. А вот Дунаевский станет для школьников автором жизнерадостных молодежных песен, преимущественно маршевого характера. Черты музыкального Востока: своеобразный изгиб мелодики, обилие «украшений», темпераментность, частое сопоставление лирики с драматизмом и пронизывающая танцевальность предстанут в творчестве. Ар.Хачатуряна. Перкчисленные произведения будут вырабатывать у учащихся способность определять на слух авторов наиболее характерных для их стиля сочинений, равно как и национальную принадлежность характерных образцов народной музыки.

. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока, что потребует от них сосредоточенного внимания, напряжения душевных сил и эмоций.. Таким образом, в процессе слушания, педагог знакомит детей с разными по содержанию музыкальными произведениями. Углубляет и расширяет круг их представлений, воспитывает чувства, музыкальное восприятие и музыкальный вкус. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: