Слушание классической музыки духовного содержания в общеобразовательной школе. Баскакова И. В

Без музыки нет и не может быть полноценного воспитания личности с такими важнейшими ее гранями, как гражданственность и человечность Духовная музыка служит определенной цели: возвысить мысли к чистому и нетленному, пробудить в душе стремление к посвященному служению Богу. Духовная музыка положительно влияет на наше духовное состояние, настроение, нашу культуру.Написанная людьмиверующими,  духовная и часть классической музыки диалогична и постоянно подразумевает не только мое «Я», но и незримое присутствие моего Творца. Музыка требует не пассивного наслаждения, но и активного участия, сотрудничества с Творцом. Задача духовной музыки – способствовать общению человека и Бога и преображению человека в результате этого общения. Выдающийся швейцарский пианист, музыкант и педагог Эдвин Фишер утверждал, что «одни и те же законы господствуют в фуге Баха, в звучании аккорда, в росте растений, в движении Вселенной. Законы, скрытые от глаз, но ощутимые для чувства».

Культуру вообще и музыку, в частности, творили люди глубоко верующие, но советская история не хотела этого признавать. Глинка М.И. стремился привести музыкальный язык в соответствие с духом старинных церковных напевов, он дружил со святым Игнатием (Бренчаниновым).

В 1877 году Петр Ильич Чайковский писал следующее: "Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений, люблю проникаться каким-то тихим восторгом, когда отворятся царские врата и раздастся: "Хвалите Господа с небес", все это  ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений!"Русский композитор- классик Петр Ильич писал церковные песнопения, из которых наиболее известна его литургия, исполняющаяся ежегодно, как вошло уже в традицию, 8 ноября в московском храме «Всех скорбящих-Радость» на Большой Ордынке.Его богослужебные произведения стали достоянием народа, а современные авторы программ по музыке все чаще используют их на уроках в школе, наряду с классическими произведениями. В альтернативных программах по музыке  «Детский альбом» П.И. Чайковского занимает достойное место

В тридцати пьесах фортепианного цикла отражена жизнь детей дворянского сословия II половины XIX века. Здесь есть пьесы-игры – «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». Три пьесы рассказывают печальную историю про куклу; пьесы-танцы – «Марш», «Мазурка», «Полька»; пьесы-песни – «Русская песня», «Итальянская песня», «Старинная французская песня», «Неаполитанская песня». Композитор показывает день ребенка. Но начинается и заканчивается день молитвой. «Утренняя молитва» («Утреннее размышление») – это первая пьеса цикла, а последняя «В церкви» («Хор», «Хорал»), в которой композитор использовал подлинный церковный напев на чистый глас «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей». Обе пьесы объединяет возвышенное, сосредоточенное звучание, направляющее человека на размышления. Для них характерен спокойный, размеренный ритм, сдержанная, как молитвенная речь мелодия.

Особое значение в программах по музыке отводится творчеству С.В. Рахманинова, его богослужебные произведения: фортепианный концерт, прелюдии, «Всенощное бдение».Рахманинов вспоминал: «Я люблю церковное пение… ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка».

Классическая русская музыка уникальна по своей духовной наполненности. Она берет начало от древних национальных напевов, вплетенных в канву принесенного извне византийского наследия. Духовная музыка долгое время предшествовала музыке светской, была неотъемлемой частью человеческой жизни. И потому в основе творчества русских композиторов скрыты истоки национальной культуры. К таким явлениям по праву принадлежит музыка Сергея Васильевича Рахманинова.

Огромное влияние на духовное развитие Сергея оказало его общение с бабушкой, Софьей Александровной Бутаковой. Будучи весьма религиозной, Софья Александровна часто водила внука в петербургские соборы. Позднее композитор вспоминал: Благодаря хорошей памяти я легко запоминал почти всё, что слышал». Вершиной духовного творчества Рахманинова стали «Литургия Святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Любовь к церковному пению композитор пронес через всю свою жизнь. Сочинение Литургии было давней его мечтой. Рахманинов использует мелодии фольклора, знаменного пения и имитации колокольного звона, что придаёт музыке истинно национальный характер, композитор даёт новую жизнь хоровым жанрам русской духовной музыки. Своим творчеством он противостоит бездуховности нарождавшегося с Запада модернизма.

Особое значение композиторы-классики отводили молитве. С появлением молитвы как постоянного, ежедневного делания люди стали ее поэтизировать. Нередко интонацию молитвы можно услышать и в тех произведениях, которые предназначались для светского исполнения. Развитие этого жанра на протяжении XIX и XX столетий получило развитие в произведениях русских композиторов- классиков: М.И. Глинка – Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя»; П.И. Чайковский – две пьесы из фортепианного «Детского альбома», увертюра «1812 год», Ариозо «Война» из кантаты «Москва»; М.И. Мусоргский – Ария Шакловитого из оперы «Хованщина»; Г.В. Свиридов – «Молитва» из музыки к спектаклю Малого театра «Царь Федор Иоаннович».

 В силу своей гениальности, композиторы создавали произведения жизненные, правдивые, которые не потеряли своей ценности и по сей день.

Исходя из выше приведенного материала, можно сделать вывод о том, что духовную музыку надо преподавать потому, что духовно-нравственное воспитание невозможно без знания основ, истоков возникновения русской культуры. Именно поэтому мы обращаемся к духовной культуре, к тому великому наследию народа, которое дает возможность познать красоту и гармонию мира, является одним из средств воспитания нравственности. С возрождением религиозно-духовной культуры связывается нравственное и духовное воспитание школьников, особенно младших поколений, потому что они будущее нации.

Таким образом, мы пришли к выводу, что духовная музыка, содержащая религиозные и общечеловеческие образы, представляется искусством высшей красоты и гармонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: