Современная музыка на уроке и ее воспитательное значение. Остапенко Т В. Учитель музыки Федосеевской средней школы

Указывая на серьезный разлад между школьным музыкальным обучением и восприятием, с одной стороны, и музыкальными потребностями учащихся вне школы, носящем стихийный неконтролируемый характер, с другой, можно отметить, что музыка на школьных уроках сегодня привлекает учащихся гораздо меньше, чем прежде, тогда как за пределами школы она занимает основное место в сфере индивидуальных интересов учащейся молодежи. Причем поп - и рок-музыка здесь имеют явный приоритет перед концертной академической музыкой. Д.Б. Кабалевский считал, что «оградить от плохой музыки человека нельзя, если «в нем нет» того «иммунитета» против всякой безвкусицы, пошлости и халтуры, который помогал бы ему самостоятельно разбираться в водовороте окружающей его музыки, оценивать ее художественные, идейные и нравственные качества». Под иммунитетом Дмитрий Борисович подразумевает высокий эстетический вкус, «орган духовной культуры» человека.

Но проблема состоит в том, как сформировать этот «иммунитет». Существуют различные мнения. Одно из них состоит в том, что следует преодолеть барьер отчуждения между школой и поп-музыкой. Прогресс в данном направлении может быть достигнут не путем педагогической «блокады» того или иного явления массовой музыкальной культуры, а путем проникновения в его эстетическую и художественную сущность, раскрытия перед молодежью тех его сторон, которые связаны с подлинным искусством, но скрыты под коммерческими наслоениями. Иными словами, борьба против поп-музыки и ее преобладающей роли в сфере музыкальных интересов учащихся должна уступить место выявлению в ней действительно ценного, т.е. выработке «высоких критериев эстетически художественного отбора музыкального материала. Учитель должен тактично и ненавязчиво рассказать детям о рок- ритмах диссонирующих с организмом человека, о низкочастотных колебаниях которые заставляют организм вырабатывать сверхнормальное колличество гармонов, стимулирующих половой гармон, что приводит к снижению реакции торможения. Известная исследовательница джаза В. Д. Конен, говорит, чтоблюз и ранний джаз характеризуютсябесконечной повторностью, монотонностью. Что приводит в состояние транса.Современны слова Д.Б. Кабалевского о «легкой» музыке, прозвучавшие еще 30 лет назад: «развлекательная музыка не только развлекает. Она тоже воспитывает чувства, тоже формирует мировоззрение и нравственность – но в каком направлении? Надо называть вещи своими именами: она часто растлевает сознание и калечит души, особенно молодых. Когда развлекательной музыки слишком много, когда она плохая, она обладает способностью отуплять сознание человека».В противовес поп и рок-музыке мы можем поставить только высокохудожественную классическую музыку. Древний мыслитель говорит: «слушать прекрасное, видеть прекрасное – значит улучшаться». Применение современной музыки требует от учителя профессиональной грамотности, подготовленности - чтобы не допустить на уроки музыки примитивную,агрессивную, насильственную музыку, далекую от правдивости, красоты, доброты, любви. Примеры такой музыки существуют замечетельные произведения, любимые юношеством – Ю. Весняка, Нины Забукидзе, сборник детских произведений Шмиц, Климашевского и др. У каждого произведения свои задачи,  свои слушатели и исполнители.Поэтому учитель музыки ответственен за то, чтобы каждое произведение. услышанное на уроке детьми, помогало чувствовать красоту жизни. Чтобы каждый мог прикоснуться к живому искусству, чтобы  никто из учеников не прошел мимо замечательного искусства-музыки. 

Пример Пащенко ансамбль

Итоговые слова к «Круглому столу»

Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания (слушать произведение до конца, в полной тишине), умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию.

Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке произведений, они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными, близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным.

Всех участников благодарим за внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: