Село Незнамово — Никольский храм

Христос Воскресе – А. Кастальский

Днесь весна благоухает – Третьяков

Достойно есть – Н.Черепнин

Благослови душе моя Господи – П.Чесноков

Ныне отпущаеши – Г. Рютов

Хвалите имя Господне – А.Гречанинов

Величит душа моя Господа – А.Фрунза

Единородный сыне – С. Рахманинов и т.д.

Таким образом, мы видим, что в репертуаре почти всех храмов Старого Оскола присутствуют произведения классиков: С.Рахманинова, А.Титова, П.Чайковского, П.Чеснокова, А.Гречанинова, А.Архангельского, А. Львова, Д.Бортнянского, М.Березовского, А.Веделя и др., которые можно использовать на уроке музыки, опираясь на слуховой «багаж» и ранее полученные знания детей в области православной культуры. Мы обретаем в лице учащихся, посещающих храмы и воскресные школы активных помощников в приобщении детей к духовности, убеждая остальных в том, что если духовное песнопение доступно их одноклассникам, значит, к нему стоит прислушаться, постараться постичь его.

Этот вывод позволил нам приступить к разработке творческих уроков по музыке, направленных на раскрытие ещё одной грани современного урока-искусства – воспитание духовности на лучших образцах отечественной и зарубежной музыки и смежных видах искусства. Разработке уроков предшествовала огромная работа по подбору и анализу материала, были разработаны и апробированы уроки и внеклассные мероприятия«Празднование Покрова на Руси», «День святого Сергия Радонежского», «Александр Невский – защитник отечества»; «Сретение Господне»; «Вход Господень в Иерусалим», «Светлое Христово Воскресенье»…

Вокально-хоровая работа строилась на произведениях И.В.Кошминой «Церквушки России», «Рождество», «Осень время года золотое», «Пасхальный благовест», Р.Горевича «Нищий», «Мы тепла весеннего дождались», «Пасхальное утро», «Слушая весеннюю капель», «Нынче праздник чудный», «Родился мира искупитель», «Пришло Христово Рождество» и др., и на фрагментах богослужебного пения. Для слушания предлагался доступный по восприятию, не продолжительный материал, чтобы не отпугнуть детей непривычностью, необычностью. Смысл непонятных слов постигали постепенно, из урока в урок, опираясь Мы предлагаем активно использовать в уроках стихи с духовной тематикой русских поэтов: А.Ахматовой «Исповедь», А.Хомяков «Воскрешение Лазаря», Ю.Лермонтов «Пророк», И.Бунин «Закат», А.Пушкин «Стансы», И.Аксаков «Всенощная в деревне», а также произведение И.Шмелёва «Лето Господне».

Разнообразие в урок вносят музыкально-литературные композиции к православным праздникам и житиям святых И.Литвака «Всадник на белом коне», «Сказание о Святом великомученике и целителе Пантелеимоне», «Сказки о Рождественской ёлочке», «Чудо о Петре и Февронии», «Честный лисёнок».Эмоциональное восприятие духовного песнопения будет глубже осмыслено, прочувствовано с использованием на уроках праздничных икон.

Значение духовного песнопения в современном уроке искусства велико. Оно должно стать составляющей частью в области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: