Приведём примеры учебных заданий, при решении которых ребёнок должен рассуждать.
Математика Дорофеева Г. В., 1 класс, 2 часть. (Обязательно посмотрите в учебнике эти задания)
с. 9 № 8. Сравни длины предметов по рисунку.
с. 10 № 4. К задуманному числу прибавили 5 и получили 5. Какое число задумали?
с. 15 № 3. Можно ли по этим рисункам узнать, какой из фруктов тяжелее: апельсин или груша?
с. 15 № 1, 2. Найди массу огурцов и дыни.
с. 20 № 1. Узнай по рисункам, что тяжелее: мешок сахару или мешок крупы.
Рассуждение (умозаключение) — логическая операция, в результате которой из одного или нескольких взаимосвязанных по смыслу предложений (посылок) получается предложение, содержащее новое по отношению к исходным знание (заключение).
Посылки – высказывания, представляющие исходное знание. Заключение – высказывание, к которому мы приходим в результате умозаключения.
В начальной школе примером умозаключения может служить следующее рассуждение.
1) Общая посылка (правило): если число а называют при счёте раньше числа в, то число а меньше числа в.
|
|
2) Частная посылка: число 6 называют при счёте раньше числа 7.
3) Заключение: число 6 меньше числа 7.
Данное рассуждение проводилось по определённой схеме (алгоритму):
Виды рассуждений (умозаключений):
1. Индуктивные (полные и неполные).
2. Дедуктивные.
3. Аналогия.
Виды умозаключений
Умозаключения | |
дедуктивные – | индуктивные (недедуктивные) – |
рассуждение, между посылками и заключением которого имеет место отношение следования | рассуждение, между посылками и заключением которого нет отношения следования |
Из истинных посылок получают только истинное заключение | Из истинных посылок можно получить ложное заключение |
демонстративные (достоверные) | правдоподобные (проблематичные) |