Понятие и виды коррупции

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра туризма и социально-культурного сервиса

 

 

А.В. Мерзлякова

 

 

ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КУЛЬТУРЕ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Санкт-Петербург

СПбГИК

2019


  УДК

34(075.8)

ББК

67.021я73

   

М52

   

 

   

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом СПбГИК № __ от ___ в качестве учебного пособия.

   

 

   

Рецензенты:

Карпова Г.А. - д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского экономического университета

Кораев К.Б. - канд. юрид. наук, доц., зав. кафедрой предпринимательского и энергетического права Санкт-Петербургского экономического университета

   

 

  М52  

Мерзлякова А.В.

Основы противодействия коррупции в культуре. Учебное пособие. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2019. – 51 с.

   

   

Аннотация: содержание учебного пособия отвечает требованиям подготовки кадров в сфере культуры России. Актуальность учебного пособия определена необходимостью изучения правовых положений антикоррупционной направленности и определяется содержанием учебной программы «Основы права в сфере культуры», важностью современного состояния отрасли культуры и ее правового регулирования.

Толкование законодательства о противодействии коррупции, а также определение особенностей правоприменительной практики в сфере культуры могут затруднять их понимание студентами, осваивающими учебные планы по творческим направлениям бакалавриата. Пособие призвано способствовать устойчивому пониманию и осмыслению значимости основополагающих идей антикоррупционной политики как государства в целом, так и антикоррупционной политики организаций культуры в частности.

   

 

УДК

34(075.8)

 

ББК

67.021я73

 

 

 

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019.

 
                 

 


 

Оглавление

1. Коррупция как социальное явление......................................................

1.1 Понятие и виды коррупции..............................................................

1.2 Условия и причины возникновения коррупции..............................

2. Формы проявления коррупции в сфере культуры................................

2.1 Коррупция в сфере охраны и использования культурных ценностей....................................................................................................

2.2 Коррупция в сфере деятельности субъектов культуры..................

3. Правовые основы противодействия коррупции в сфере культуры.....

3.1 Понятие и основные принципы противодействия коррупции.......

3.2 Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции........................................................

3.3 Меры по противодействию коррупции в сфере культуры.............

3.4 Антикоррупционная политика организаций культуры..................

4. Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения..

4.1 Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения.

4.2 Административная ответственность за коррупционные

правонарушения.........................................................................................

4.3 Гражданско-правовая ответственность за коррупционные

правонарушения.........................................................................................

4.4 Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения.........................................................................................

Основные понятия......................................................................................

Список рекомендованной литературы......................................................

 





Коррупция как социальное явление

Понятие и виды коррупции

 

Коррупция – это сложное социальное явление, которое негативно влияет на все аспекты политического и социально-экономического развития общества и государства. Оно заключается как в противоправных действиях (бездействиях), так и неэтичных (аморальных) проступках. Коррупцию можно определить как явление, возникающее в процессе реализации властных отношений уполномоченными на это лицами, использующими предоставленную им власть для удовлетворения личных интересов или интересов третьих лиц, а также для создания условий осуществления коррупционных действий, сокрытия этих действий и содействие им.

Как и любое общественно-значимое социальное явление, коррупция не имеет единственно-верного определения, что обусловлено множеством подходов к его изучению. Можно выделить два основных подхода к определению понятия «коррупция»:

1. легальный;

2. психологический.

Легальный подход к определению понятия «коррупция» выражает мнение законодателя, находящихся как в международных, так и национальных актах.

«Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции»[1] (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) рассматривает коррупцию как транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Коррупция рассматривается как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. При этом указывается на убежденность в том, что незаконное приобретение личного состояния может нанести серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку.

«Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию»[2] (Страсбург, 4 ноября 1999 года), определяя коррупцию как серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняющую экономическое развитие и угрожающую надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики, дает более широкое толкование, указывая формы ее проявления. Коррупция рассматривается как просьба, предложение, дача или получение, прямо или косвенно, взятки, или любого другого ненадлежащего преимущества, или обещание такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового.

В современной России легальное определение сформулировано в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года. Коррупция — это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

В широком смысле коррупция — это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.

В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Коррупция может существовать в любой сфере деятельности, где имеются полномочия и возможность распределения ресурсов. Сфера культуры, к сожалению, не является исключением.

Психологический подход к определению понятия «коррупция» связывает коррупционное поведение с правовым сознанием.

Правосознание можно рассматривать как разновидность общественного сознания, в котором выражается отношение людей к социально-правовым процессам, как к действующим и действовавшим, так и к желаемым.

В теории права выделяют следующие функции правосознания:

1. познавательная;

2. оценочная;

3. регулятивная;

4. воспитательная;

5. прогнозирующая;

6. моделирующая.

1.Познавательная функция направлена на получение правовых знаний. Познавая юридическую действительность, индивиды и социальные группы проявляют определенное отношение к ней. В этом выражается оценочная функция правосознания.

2. С помощью оценочной функции осмысливаются, анализируются и оцениваются все элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как положительной, так и отрицательной. Оценке подвергаются все юридические образования, явления, правовые институты, а также политика государства, все действия властных структур, должностных лиц; правомерные и противоправные поступки граждан. Правосознанием определяется ценность тех или иных правовых явлений, понятий, их роль в жизни общества. Кроме того, субъект оценивает собственное поведение. Результат этой оценки выступает как мотив дальнейшего поведения субъекта.

3. Правосознание выступает также как внутренний регулятор деятельности индивида. С этим связана регулятивная функция правосознания. Оно вырабатывает стандарты правомерного или противоправного поведения. Первое возникает тогда, когда мысли, идеи, чувства, эмоции, формирующие правосознание индивида или социальной группы совпадают с действующими нормами. Противоправное поведение имеет место в случае конфликта между взглядами и представлениями, заложенными в правосознание, и действующими нормами.

4. Правосознание осуществляет воспитательную функцию через формирование системы ценностей, которая управляет поведением индивида и общества. Эта система определяет стандарты поведения, способствует появлению новых идей, взглядов, мыслей, которые в свою очередь способствуют развитию права, правовой системы, правовой сферы.

5. Функция прогнозирования раскрывает возможность правосознания заглядывать в будущее, увидеть последствия принятия того или иного законодательного акта. Особенно это важно, если правовая система переживает кризис. В этот момент очень важно продуктивно проанализировать состояние общества и его правовой системы. Однако следует отметить, что правосознание не может во всех деталях и тонкостях предвидеть будущее. Оно помогает увидеть общие тенденции социально-правового развития.

6. Функция моделирования может считаться продолжением функции прогнозирования. Потому что правосознание не только прогнозирует будущее, но и создает, моделирует варианты поведения, которые рассматриваются правосознанием как должные, необходимые правила, способствующие успешному развитию общества.

Правосознание, как любое сложное социальное явление, подразделяется на виды, в основу которого заложены классифицирующие признаки:

1. по субъектам правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.

Индивидуальное - это правосознание отдельного человека, групповое - определенной группы людей и общественное - всего общества. Данные виды правосознания тесно связаны, хотя имеют определенные особенности. Так, индивидуальное и групповое правосознание может быть социальным и антисоциальным. Оно может соответствовать, а может и не соответствовать реальным явлениям в обществе, т.е. быть правильным или ошибочным.

2. по глубине познания правовых явлений правосознание делится на обыденное, научное и профессиональное.

Обыденное правосознание складывается стихийно под влиянием конкретных условий, личного опыта и практических знаний. Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики. Профессиональное правосознание представляет собой правовые знания практических юристов. Оно включает в себя не только глубокое знание тех или иных отраслей права, но и имеет характер правовой идеологии. Это означает, что профессиональное правосознание оценивает право как необходимое и полезное для общества явление, а его нормы как целесообразные и справедливые правила, признает право как фактор, обеспечивающий стабильность в обществе.

Правосознание является динамичным явлением, изменчивость, которого может выражаться в его деформации. Деформация правового сознания определяется наличием взглядов, идей и представлений, искаженно отражающих правовую действительность и выражающих отрицательное отношение к праву, правосудию, и законности. К деформациям правового сознания относятся такие негативные явления общественной жизни: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и др.

Можно выделить некоторые черты правового нигилизма:

1. включает в себя совокупность регулятивных идей и взглядов некоторых лиц и групп, не разделяющих официально принятых представлений социального регулирования;

2. характеризуется массовостью, как среди граждан, так и в государственных структурах исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах;

3. носит агрессивный, демонстративный и неконтролируемый характер, оппозиционной направленностью.

Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания, в особенности молодежи;

· совершенствование законодательства;

· профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений;

· упрочнение законности и правопорядка, государственной дисциплины;

· уважение и всемерная защита прав личности;

· массовое просвещение и правовое воспитание населения;

· подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

· качественное и полноценное проведение правовой реформы.

Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.

Таким образом, коррупцию следует рассматривать как разновидность деформации правового сознания и проявления правового нигилизма должностными лицами.

Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями, осуществляющее функции представителя власти, то есть, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Должностное лицо обязано принимать управленческие решения, исходя из целей, установленных нормативными правовыми актами и одобряемых обществом нормами культуры и морали. Однако иногда такие цели подменяются корыстными интересами.

Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. К таким ресурсам могут быть отнесены бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные муниципальные заказы, льготы по платежам в бюджет и прочее.

Коррупция имеет свои виды, сформировавшиеся в зависимости от сферы деятельности должностных лиц, что способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1. коррумпированность в экономической сфере

· нарушает механизм рыночной конкуренции;

· способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции;

· влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ;

· приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;

· способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов», в результате чего страдает потребитель;

· является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики, что приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

2. коррумпированность политической сферы продиктована клановыми отношениями и противоречиями между власть имущими (коррупционный протекционизм, лоббизм и т.п.).

3. коррумпированность в социальной сфере.

   Отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

· приводит к существенному различию между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения, где мерой всего становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.;

· способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране;

· дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан властью и перед преступностью.

У коррупции существуют две формы, которые определяют её проявление в обществе:

· высшая, возникающая на высших уровнях власти, среди политических деятелей, государственных служащих, к таким явлениям относят подкуп населения за голоса на выборах, а также расходованием финансовых и материальных ценностей для достижения собственных целей;

· низовая, процветающая на уровне государственных и частных предприятий в городе, районе, поселении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: