Понятие НМА используется в управлении, в оценочной деятельности и в бухгалтерском учете. В самом широком смысле НМА - это специфические активы, для которых характерны:
1. отсутствие осязаемой формы;
2. долгосрочность использования;
3. способность приносить доход.
Отсутствие осязаемой формы - основная, но не единственная специфическая особенность нематериальных активов. Другие специфические особенности характерны только для отдельных видов нематериальных активов, но не для всех одновременно, т.е. их нельзя использовать как характерные отличительные признаки.
Принято различать: идентифицируемые нематериальные активы, к числу которых относятся ИС и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые нематериальные активы, иногда называемые активами типа гудвилл.
Таким образом, НМА - это, прежде всего, идентифицируемые НМА.
Уровни и формы собственности
(7+29 вопросы)
Санация
Санация - это комплекс мер, направленных на предотвращение банкротства предприятия, улучшение его финансового положения, а также повышение конкурентоспособности. В рамках санирования предприятия должнику выделяются финансовые средства, благодаря которым возможно погасить его денежные обязательства, платежи, восстановить платежеспособность. Санация проводится в случае:
1. Если кредиторы еще не возбудили дело о банкротстве. При этом предприятие по своей инициативе прибегает к помощи извне, пытаясь самостоятельно найти выход из сложившейся кризисной ситуации.
2. Если предприятие самостоятельно обращается в арбитражный суд, заявляя о банкротстве и предлагая провести санацию.
3. если решение о санации выносится арбитражным судом для удовлетворения требований предприятия-должника и кредиторов.
Методами санации являются: сокращение акционерного капитала с помощью выпуска новых акций, а также при обмене их на большее количество старых, предоставление субсидий правительством, льготные займы, предоставление льгот по налогообложению, национализация предприятий и др. В зависимости от глубины кризиса на предприятии, а также в связи с условиями предоставления внешней помощи, существует санация предприятия двух видов:
1. Санация предприятия, которая направлена на реорганизацию долга. При этом статус юридического лица предприятия остается неизменным. Она призвана помочь устранению неплатежеспособности. Этот тип санации осуществим в том случае, если кризисное состояние предприятия признано временным.
2. Санация предприятия, при которой статус юрлица санируемого предприятия будет изменен. Иное название этой санации - реорганизация, которая осуществляется исключительно при глубоком кризисном состоянии фирмы.
Выделяют следующие основные формы санации предприятия, направленной на его реорганизацию:
1. Слияние
2. Поглощение
3. Разделение
4. Преобразование в ОАО.
5. Передача в аренду. Касается государственных предприятий
6. Приватизация.
Цели, задачи управления государственной собственностью
В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, принятой Правительством РФ в 1999 г. намечены следующие цели государственной политики в области управления собственностью:
• увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
• оптимизация структуры собственности с точки зрения соблюдения пропорций на макро- и микроуровнях в интересах обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста;
• вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
• использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Задачи управления государственной собственностью следующие :
ü классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;
ü инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использования объектов по назначению;
ü обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду, передаваемого в залог и в доверительное управление;
ü рационализация структуры и состава объектов государственной
собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности,создания новых объектов;
ü формирование правовых основ управления теми объектами государственной собственности, применительно к которым правовые нормы практически отсутствуют или недостаточны;
обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;
ü повышение экономической и социальной эффективности, доходности объектов государственной собственности за счет применения прогрессивных форм, методов, средств управления.
Преимущества и недостатки унитарных предприятий.
Преимущества
· государственные унитарные предприятия обладают значительными финансовыми возможностями для расширения и совершенствования производства за счет государственных средств. Государственная собственность обеспечивает им высокий рейтинг кредитоспособности, что облегчает возможность получения кредитов;
· государственные унитарные предприятия — это, как правило, крупные и сверхкрупные предприятия. Они предметно специализированы и характеризуются развернутой производственной структурой, наличием большого количества структурных подразделений.
· возможность использования в качестве местонахождения помещения, в котором проживает учредитель – жилой дом, квартира.
· УП отвечает по своим обязательствам всем имуществом, принадлежащим ему. Учредитель несет субсидиарную ответственность только в том случае, если по его вине УП стало банкротом.
· размер уставного фонда унитарного предприятия – он может быть любым. Минимальный размер устанавливается учредителем.
Недостатки:
• неделимость уставного фонда этих субъектов хозяйствования ограничивает возможность привлечения внешних инвестиций для обеспечения и поддержания конкурентоспособности продукции;
• на государственных унитарных предприятиях не имеется экономических стимулов для производственного накопления из-за отсутствия реального хозяина и несовпадения экономических интересов государства-собственника, наемных работников (членов трудового коллектива), и прежде всего наемных менеджеров.
• низкий технический уровень производства по сравнению с аналогичными по профилю деятельности предприятиями за рубежом;
• использование чистой прибыли государственных предприятий преимущественно на потребление замедляет темпы обновления основных фондов.
• деятельность государственных предприятий осложняется активной конкуренцией на внешнем и внутреннем рынке, что усиливает их экономическое устаревание — потерю стоимости активов, снижение экономической эффективности производства.
Залоговые аукционы
Залоговые аукционы в России — один из механизмов приватизации, серия сделок, проведённых в 1995 году, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков перешли государственные пакеты акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).
По схеме этих аукционов правительство получало кредит у нескольких коммерческих банков, передавая им в качестве залога пакеты акций госпредприятий. Причём, банки выдавали кредиты деньгами Министерства финансов, которое открывало в каждом из банков счёт и размещало на нём средства. С 4 ноября по 28 декабря 1995 года Министерство финансов России заключило 12 договоров кредита под залог акций с победителями аукционов на право заключения договоров. Через установленное время правительство должно было возвратить кредиты, в случае невозврата государственные пакеты акций переходили в собственность банков. Для реализации этой схемы были организованы аукционы, в которых приняли участие несколько банков. Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность банков. Залоговые аукционы были проведены на основании указов президента Бориса Ельцина