Отношения, возникающие между собственниками можно разделить на две группы:
передел имеющейся собственности и раздел вновь созданной собственности.
Передел созданной, существующей собственности означает изменение собственника, передачу прав владения и распоряжения собственностью из одних рук в другие. В связи с таким переделом возникают отношения между бывшими и новыми собственниками по поводу способов, масштабов, условий передачи прав собственности. Посредниками в подобных отношениях выступают законодательные, исполнительные, судебные органы, по инициативе и решению которых происходит переход объектов собственности к новым владельцам, распорядителям.
Наиболее типичны следующие способы изменения собственника:
ü продажа объектов собственности
ü приватизация объектов государственной и муниципальной собственности и национализация в форме обратного выкупа или иных способов деприватизации;
ü наследование, дарение, безвозмездная передача;
ü обмен одного объекта на другой на основе взаимных расчетов;
|
|
ü изъятие объекта собственности и передача его другому собственнику по решению суда в счет возмещения долгов
Отношения между разными субъектами одного объекта собственности или претендующими на эту роль сводятся к разделению функций, прав, обязанностей каждого собственника, выделению принадлежащей ему долевой части, установлению условий совместного управления и пользования объектом.
Взаимоотношения потенциальных собственников по поводу права собственности на вновь созданные ими ценности, которые становятся новым объектом собственности. Наиболее типичная форма таких отношений - отношения по поводу совместного производства и распределения произведенных, ранее не существовавших продукции, товаров, услуг. В этом случае все участники создания нового объекта собственности имеют основания претендовать на право быть собственниками вновь созданной собственности, выполняя по отношению к ней функции владения, пользования; распоряжения.
Еще один вид отношений собственности возникает в процессе управления функционированием, использованием объектов собственности. Это отношения между субъектами собственности - владельцами и распорядителями объектов, с одной стороны, и пользователями не принадлежащих им объектов собственности, с другой стороны. По своей природе это управленческие отношения между собственниками и лицами, которым собственники передают объект во временное пользование. Суть отношений сводится к установлению договорных условий предоставления объекта в пользование, платы за пользование, характера использования объекта, времени передачи и возвращения объекта.
|
|
Национализация
Собственность может переходить к государству на основании Закона о национализации. Право государства лишить то или иное лицо его собственности «в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом» признано в Европейской конвенции по правам человека, принятой Советом Европы. Решение о национализации принимается одновременно с внесением изменений и дополнений в расходную часть бюджета.
Цели:
1. Сохранение отраслей, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности страны или необходимых обществу, но в которые частный капитал не идет из-за высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска и т.п.
2. (инфраструктура, атомная промышленность и др.)
3) Выведение из-под контроля иностранного капитала важных для обеспечения экономического суверенитета страны отраслей путем включения их в государственный сектор
4) Обеспечение экологической безопасности страны.
5) Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий.
6) Пресечение незаконного вывода прибылей из страны.
7)Установление контроля в экстремальных ситуациях за использованием финансовых ресурсов.
8)Обеспечение реализации главных социально-экономических целей, намеченных национальным планом.
Объекты национализации
1. Изначально частные предприятия, подлежащие национализации.
2. Ранее приватизированные предприятия, подлежащие обращению в государственную собственность.
Условия проведения национализации
1. Без возмещения стоимости в качестве карательной меры.
1. С возмещением стоимости имущества и убытков, которые могут возникнуть у его собственников в результате национализации, в порядке установленном законодательством.
Жизненные циклы недвижимости
Жизненный цикл объекта недвижимости - это последовательно распределенный во времени многоэтапный процесс смены состояний объекта недвижимости от его формирования и до окончания (прекращения, утраты, расформирования, уничтожения) срока жизни как данного объекта.
При этом примечательно, что для объектов недвижимости такие последовательности смен состояний затрагивают как их вещные, так и правовые характеристики. Поэтому начальное и конечное обрамление жизненного цикла объекта недвижимости - это не только формирование и прекращение объекта как вещи, но и правовое оформление этих явлений.
Так, без нормативного юридического оформления вновь созданный, законченный строительством объект (здание, сооружение, выделенный земельный участок и т.д.) не состоится как объект недвижимости до момента официальных записей - акта государственной регистрации объекта недвижимости и регистрации прав на него.
Точно так же завершается жизненный цикл объекта недвижимости - регистрацией прекращения объекта и прав на него.
Признаки банкротства
Банкротство не возникает неожиданно или мгновенно. Главными признаками банкротства являются:
1. невозврат платежей за отгруженную продукцию и его постоянный рост;
2. опережающий рост кредиторской задолженности предприятия по сравнению с дебиторской;
3. постоянное снижение выручки;
4. затоваривание готовой продукции на складе.
В целом предприятие-банкрот не может иметь удовлетворительную структуру баланса, а его обязательства по платежам значительно превышают стоимость собственного имущества. Это означает, что предприятие собственными силами, в том числе и через залог имущества, не сможет расплатиться по долгам.
Наличие признаков банкротства не обязательно ведет к ликвидации. Для восстановления экономической деятельности предприятия предусмотрены специальные реорганизационные процедуры, которые можно проводить как с вмешательством арбитражного суда, так и во внесудебном порядке.