Отношения собственности проявляются в экономике двусторонним образом, имеют двустороннюю направленность. Это, с одной стороны, отношения, связывающие собственника с принадлежащим ему частично или полностью объектом собственности, имущественные субъектно-объектные отношения между субъектом и объектом. Такие первичные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, то есть субъектно-субъектных отношений. Последние представляют экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, отражают имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.
В процессах управления государственной собственностью проявляются прежде всего субъектно-субъектные отношения, в которые вовлечены ряд субъектов собственности - государственных органов и всех других субъектов, с которыми эти органы вступают в экономические и правовые отношения по поводу купли-продажи, передачи, использования, присвоения, преобразования объектов собственности, поддержания их сохранности.
Субъектно-объектные отношения чрезвычайно многообразны. Они характеризуют меру обладания объектом со стороны субъекта, его прав на объект и вид функции, реализуемой субъектом в процессе практического воплощения отношений собственности, меру и характер использования субъектом своих прав.
Еще один вид отношений собственности возникает в процессе управления функционированием, использованием объектов собственности. Это отношения между субъектами собственности - владельцами и распорядителями объектов, с одной стороны, и пользователями не принадлежащих им объектов собственности, с другой стороны. По своей природе это управленческие отношения между собственниками и лицами, которым собственники передают объект во временное пользование.
Водные ресурсы
Отношения по поводу вод регулируют Водный кодекс РФ (1995 г.), который устанавливает правовые основы использования и охраны водных объектов, и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные правовые и нормативные акты РФ, а также законы и иные акты субъектов федерации.
Водное законодательство Российской Федерации преследует цели:
· обеспечить права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;
· поддерживать оптимальные условия водопользования, качество поверхностных и подземных вод, отвечающее санитарным и экологическим требованиям;
· защитить водные объекты от загрязнения, засорения и истощения;
· предотвратить или ликвидировать вредное воздействие вод, а также цель сохранения биологического разнообразия водных экосистем.
Объектом водных отношений является водный объект или его часть. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на несколько категорий.
1. Поверхностные водные объекты
2. Внутренние морские воды
3. Территориальное море Российской Федерации
4. Подземные водные объекты
Водные объекты подразделяются также на водные объекты общего пользования и особого пользования (которыми пользуется ограниченный круг лиц).
Участниками (субъектами) водных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи (граждане или юридические лица, которым предоставлено право осуществлять деятельность, связанную с использованием водных объектов).
Гос управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда - Комитет РФ по водному хозяйству.
Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Однако водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния этих объектов.
Субаренда
СУБАРЕНДА - передача арендатором части арендованного имущества в аренду третьему лицу, при которой арендатор становится арендодателем по отношению к этому лицу, выступающему в роли арендатора.
По договору субаренды арендатор обязуется предоставить субарендатору имущество, полученное ранее по договору аренды, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор субаренды может быть заключен на срок, не превышающий срок договора аренды (п. 2 ст. 615 ГК РФ).
По договору субаренды арендатор не может передать субарендатору больше прав по владению и пользованию имуществом, чем имеет сам в соответствии с условиями договора аренды.
По общему правилу (ст. 618 ГК РФ) досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.
Без письменного согласия арендодателя сделка будет признана недействительной. Порядок сдачи данной площади в субаренду прописывается в договоре аренды либо прилагается отдельный документ, содержащий согласие арендодателя.
Леса
Отношения по поводу лесных ресурсов регулируются Лесным кодексом Российской Федерации (1997 г.), который устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Лесные отношения это отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.
Объектами лесных отношений являются лесной фонд РФ (далее -лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими; древесно-кустарниковая растительность.
Субъектами лесных отношений являются участники лесных отношений и лесопользователи. Участниками лесных отношений являются РФ, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и/или использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. Специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Статья 21 Лесного кодекса вводит понятие «лесного сервитута», подразделяя его на публичный и частный лесной сервитут. Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено российским законодательством (публичный лесной сервитут). Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях).
Недра
Отношения государственной собственности на недра урегулированы Федеральным законом «О недрах». Закон содержит правовые и экономические основы использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Под недрами понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все участки недр (используемые и неиспользуемые), находящиеся в пределах территории РФ и ее континентального шельфа, составляют государственный фонд недр.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора. Причем, федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.
Чтобы обеспечить комплексное использование месторождений полезных ископаемых, а также рациональное размещение предприятий по их добыче, ведется Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, включающий в себя сведения по каждому месторождению.
В границах территории РФ недра, «включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы», находятся в собственности государства и, соответственно, не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Однако, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по лицензии могут находиться не только в федеральной государственной собственности и собственности субъектов РФ, но и в муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Государство, реализуя свои правомочия собственника, вправе предоставлять субъектам предпринимательской деятельности права пользования недрами.






