Структура отношений собственности

Отношения собственности проявляются в экономике двусторон­ним образом, имеют двустороннюю направленность. Это, с одной стороны, отношения, связывающие собственника с принадлежащим ему частично или полностью объектом собственности, имуществен­ные субъектно-объектные отношения между субъектом и объектом. Такие первичные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, то есть субъектно-субъектных отношений. Последние представляют экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, отражают иму­щественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

В процессах управления государственной собственностью прояв­ляются прежде всего субъектно-субъектные отношения, в которые вовлечены ряд субъектов собственности - государственных органов и всех других субъектов, с которыми эти органы вступают в эконо­мические и правовые отношения по поводу купли-продажи, переда­чи, использования, присвоения, преобразования объектов собствен­ности, поддержания их сохранности.

Субъектно-объектные отношения чрезвычайно многообразны. Они характеризуют меру обладания объектом со стороны субъекта, его прав на объект и вид функции, реализуемой субъектом в процес­се практического воплощения отношений собственности, меру и характер использования субъектом своих прав.

Еще один вид отношений собственности возникает в процессе управления функционированием, использованием объектов собст­венности. Это отношения между субъектами собственности - вла­дельцами и распорядителями объектов, с одной стороны, и пользова­телями не принадлежащих им объектов собственности, с другой сто­роны. По своей природе это управленческие отношения между соб­ственниками и лицами, которым собственники передают объект во временное пользование.

 

Водные ресурсы

Отношения по поводу вод регулируют Водный кодекс РФ (1995 г.), который устанавливает правовые основы использования и охраны водных объектов, и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные правовые и нормативные акты РФ, а также законы и иные акты субъектов федерации.

Водное законодательство Российской Федерации преследует цели:

· обеспечить права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;

· поддерживать оптимальные условия водопользования, качест­во поверхностных и подземных вод, отвечающее санитарным и эко­логическим требованиям;

· защитить водные объекты от загрязнения, засорения и истощения;

· предотвратить или ликвидировать вредное воздействие вод, а также цель сохранения биологического разнооб­разия водных экосистем.

Объектом водных отношений является водный объект или его часть. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на несколько ка­тегорий.

1. Поверхностные водные объекты

2. Внутренние морские воды

3. Территориальное море Российской Федерации

4. Подземные водные объекты

Водные объекты подразделяются также на водные объекты общего пользования и особого пользования (которыми пользуется ограниченный круг лиц).

Участниками (субъектами) водных отношений являются Россий­ская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и водо­пользователи (граждане или юридические лица, которым предоставлено право осуществлять деятельность, связанную с использованием водных объектов).

Гос управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использовани­ем и охраной водного фонда - Комитет РФ по водному хозяйству.

Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Одна­ко водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния этих объектов.

Субаренда

СУБАРЕНДА - передача арендатором части арендованного имущества в аренду третьему лицу, при которой арендатор становится арендодателем по отношению к этому лицу, выступающему в роли арендатора.

По договору субаренды арендатор обязуется предоставить субарендатору имущество, полученное ранее по договору аренды, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор субаренды может быть заключен на срок, не превышающий срок договора аренды (п. 2 ст. 615 ГК РФ).
По договору субаренды арендатор не может передать субарендатору больше прав по владению и пользованию имуществом, чем имеет сам в соответствии с условиями договора аренды.
По общему правилу (ст. 618 ГК РФ) досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.

Без письменного согласия арендодателя сделка будет признана недействительной. Порядок сдачи данной площади в субаренду прописывается в договоре аренды либо прилагается отдельный документ, содержащий согласие арендодателя.




Леса

Отношения по поводу лесных ресурсов регулируются Лесным кодек­сом Российской Федерации (1997 г.), который устанавливает право­вые основы рационального использования, охраны, защиты и вос­производства лесов, повышения их экологического и ресурсного по­тенциала.

Лесное законодательство направлено на обеспечение рациональ­ного и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления ле­сами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовле­творения потребностей общества в лесных ресурсах на основе на­учно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

Лесные отношения это отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покры­тых лесной растительностью.

Объектами лесных отношений являются лесной фонд РФ (далее -лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими; древесно-кустарниковая растительность.

Субъектами лесных отношений являются участники лесных от­ношений и лесопользователи. Участниками лесных отношений явля­ются РФ, субъекты Российской Федерации, муниципальные образо­вания, а также граждане и юридические лица, осуществляющие ве­дение лесного хозяйства и/или использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права поль­зования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Пра­вительство РФ непосредственно или через уполномоченные им фе­деральные органы исполнительной власти. Специально уполномо­ченными государственными органами управления в области исполь­зования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министер­ство сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Статья 21 Лесного кодекса вводит понятие «лесного сервитута», подразделяя его на публичный и частный лесной сервитут. Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено российским законо­дательством (публичный лесной сервитут). Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов (одновре­менного использования разными лицами и в разных целях).

Недра

Отношения государственной собственности на недра урегулированы Федеральным законом «О недрах». Закон содержит правовые и эко­номические основы использования и охраны недр, обеспечивает за­щиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Под недрами понимается часть зем­ной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутст­вии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, прости­рающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все участки недр (используемые и неиспользуемые), нахо­дящиеся в пределах территории РФ и ее континентального шельфа, составляют государственный фонд недр.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами нахо­дятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, органами ис­полнительной власти субъектов федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами госу­дарственного горного надзора. Причем, федеральный орган управле­ния государственным фондом недр и его территориальные подразде­ления не могут выполнять функции управления хозяйственной дея­тельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и экс­плуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полез­ных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

Чтобы обеспечить комплексное использование месторождений полезных ископаемых, а также рациональное размещение предпри­ятий по их добыче, ведется Государственный кадастр месторожде­ний и проявлений полезных ископаемых, включающий в себя сведе­ния по каждому месторождению.

В границах территории РФ недра, «включая подземное простран­ство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы», находятся в собственности государства и, соответ­ственно, не могут быть предметом купли, продажи, дарения, насле­дования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Однако, до­бытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по лицензии могут находиться не только в федеральной государственной собст­венности и собственности субъектов РФ, но и в муниципальной, ча­стной и в иных формах собственности.

Государство, реализуя свои правомочия собственника, вправе предоставлять субъектам предпринимательской деятельности права пользования недрами.




double arrow
Сейчас читают про: