Французский Республиканский календарь

 

В годы Великой Французской революции была сделана попытка создать календарь, свободный от религиозных влияний и основанный на строго научных данных. Прототипом его явился труд «Альманах честных людей», выпущенный С. Марешалем в конце 1787 г.

Новый календарь был разработан комиссией из Крупнейших французских ученых во главе с Жильбером Роммом и введен декретом Конвента 5 октября 1793 г.

В нем вместо эры от «рождества Христова» устанавливалась новая эра -Республики, которая начиналась в день провозглашения Республики во Франции, совпавший с днем осеннего равноденствия - 22 сентября 1792 г. н.э. Продолжительность года и число месяцев в году оставлялись без изменений. Однако теперь каждый месяц равнялся 30 дням и для них устанавливались новые названия. Каждый месяц делился на декады. Дни внутри декад обозначались порядковым числом.

Поскольку в 12 месяцах было 360 дней, то для уравнения с астрономическим годом вводилось 5, а в високосном году - 6 дополнительных дней.

В годы Французской революции была сделана попытка в соответствии с вводимой в это время метрической системой разделить сутки на 10 часов, час - на 100 минут, минуту - на 100 секунд. Однако новшество не получило распространения.

Французский революционный календарь, вызвавший сопротивление со стороны церкви, просуществовал 13 лет и был отменен Наполеоном 9 сентября 1805 г. В день Парижской Коммуны 18 марта 1871г. он был восстановлен, но с падением Коммуны 28 мая 1871 г. заменен григорианским календарем.

Одним из недостатков Республиканского календаря было отсутствие в нем четкой системы введения високосных лет, а так же замена привычной семидневной недели декадами.

В настоящее время календарь Французской революции не применяется, для историков важна точная датировка событий, отмеченных в этой системе счета времени [4, с. 36].

Проекты Всемирного календаря

 

В настоящее время создаются новые и совершенствуются старые календарные системы. В мае 1923 г. на соборе православных восточных церквей был утвержден новоюлианский календарь, предложенный югославским астрономом Миланковичем. Чтобы сократить расхождение между календарным и астрономическим годом, предлагалось считать високосными не все годы, которые делятся на 4, а только те из годов, завершающих столетия, у которых число сотен при делении на 9 дает в остатке 2 или 6.

Однако новоюлианский календарь практически не будет отличаться от григорианского до 2800 г.

Принятый почти во всем мире григорианский календарь с достаточной точностью фиксирует, тропический год и синодический месяц. Но в XIX в. и XX в. выявились его недостатки, которые затрудняют работу финансовых и других хозяйственных: неодинаковое количество дней в месяцах и кварталах, несовпадение чисел, месяцев и дней недели в разные годы и т. п.

В связи с этим уже в первой половине XIX в. стали создавать проекты такого календаря, который устранил бы отмеченные недостатки. В 1923 г. был образован Международный комитет по созданию единого Всемирного календаря, напечатавший более 200 проектов. С 1953 г. этим вопросом занимается Организация Объединенных Наций.

Из многочисленного числа проектов можно выделить два наиболее оптимальных.

По первому из них год делится на 13 месяцев, в каждом из которых 4 недели по 7 дней, а всего 28 дней. Главным недостатком такого календаря является отсутствие возможности делить год на полугодия и кварталы.

Второй проект предлагает календарь, в котором год состоит из 12 месяцев, разделяемые на 4 трехмесячных квартала по 91 дню. В каждом квартале содержится 13 недель. Первые числа года и квартала всегда приходятся на воскресенье. Поскольку в таком календаре 364 дня, то в обычном и високосном году вставляется день без числа.

Такой календарь имеет ряд преимуществ: в нем числа месяцев и дней из года в год повторяются, в каждом месяце содержится одинаковое число рабочих дней; он делится на полугодия и кварталы.

Однако нарушение недельного счета из-за наличия в календаре дней без числа сдвинет священные дни мусульманской, иудейской и христианской религий [9, с. 69].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первобытные люди уже на ранних стадиях развития воспринимали течение времени, различали смену дня и ночи, времен года, период дождей и созревания плодов, но счисления времени не вели, так как в этом не было необходимости. Память о прошлом у них не распространилась дальше одного-двух поколений. Счет времени начинает появляться у людей лишь с развитием земледелия, скотоводства, обмена и мореплавании.

По мере развития трудовой жизни народа создаются более высокие формы производственной и хозяйственной экономической жизни. Возникает потребность в счислении длительных периодов времени.

Для земледельческих племен важен учет времени года - годовой период, потому что при занятии земледелием чрезвычайно важно предвидеть сроки наступления тех или иных сельскохозяйственных работ, требовавших для своего выполнения коллективного труда. С земледельческими работами были связаны и к ним приурочены все важнейшие празднества земледельческих племен.

В жарких странах, где палящие лучи Солнца заставляли переносить дневные работы на ночное время, необходим был учет лунных фаз - месячный период одного оборота Луны.

Первоначальный учет времени имел, примитивный характер. Он осуществлялся по изменениям в природе - смене времен года, разливам больших рек, чередованию ветров и т.д.

В дальнейшем потребности хозяйственного и общественного быта сделали необходимым уточнение грубого и неопределенного природного года и его подразделений. Необходимость изучения звездного неба, изучения движения Солнца и Луны для учета времени была осознана очень рано.

Первые системы счета времени относятся к 4 - 3 тыс. до н.э.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: