Этап 3. Построение продольного профиля и рабочих поперечников

 

Продольным профилем называется условное изображение разреза улицы вертикальной плоскостью, проходящей через ось проезжей части. Продольный профиль по городской улице или дороге строится в масштабе: горизонтальный 1:500, вертикальный 1:50, на листе миллиметровой бумаги.

Продольный профиль должен характеризовать размер продольных уклонов отдельных участков дороги и высотное положение проезжей части относительно поверхности. Пример построения продольного профиля улицы показан на рис. 33. Построение продольного профиля проезжей части начинают с нанесения пикетажа и горизонтальных кривых. Затем в строку «черные отметки» вписываются отметки рельефа по пикетам и «плюсовым» точкам. Задаваясь высотным положением верхней линии таблицы профиля, исходя из условия, чтобы черный профиль от нее оказался на расстоянии не менее 8 см, производят построение черного профиля. Линию черного профиля дублируют другой линией, располагаемой на 2 см ниже. От верха этой линии производится построение грунтово-геологического профиля местности по данным, приведенным в задании.

После построения существующего (черного) продольного профиля по оси проезжей части (выноса пикетов и черных отметок) приступают к построению красной линии продольного профиля.

Построение красной линии продольного профиля начинают с выписывания и отложения на профиле красных отметок, полученных по оси проезжей части при увязке перекрестков. В строку «уклоны и вертикальные кривые» записываются значения полученных продольных уклонов и протяженность участков с этими уклонами.

Переломы продольного профиля следует сопрягать вертикальными кривыми, радиусы которых принимаются в зависимости от алгебраической разности уклонов (перелом) по таблице 11.2 СП. 42.13330.2016.

Переломы смягчают вписыванием вертикальных кривых, которые на продольном профиле показывают условным изображением в виде скобки, имеющей длину, равную 2Т, и обращенной при выпуклых кривых вниз, а при вогнутых - вверх.

По полученному значению углов перелома к принятому радиусу вертикальной кривой с помощью таблиц для разбивки кривых устанавливают значения: тангенса, длины кривой, биссектрисы. С учетом этих данных в графе «уклоны — вертикальные кривые» (рис. 3) отмечают начало и конец кривых, выписывают элементы кривых.

Проектные отметки точек, лежащих в пределах вертикальных кривых, подлежат уточнению. При выпуклой кривой их уменьшают, при вогнутой увеличивают от предварительно найденного значения на величину поправки (у), определяемой из радиуса кривой (R) и удаленности точки от начала кривой (х). Поправки для рабочих отметок вычисляем по формуле:

y =  

Рисунок 3 - Пример оформления продольного профиля

 

По отложенным точкам строим красную линию продольного профиля. Руководствуясь значениями уклонов этой линии, вычисляем красные отметки по пикетным точкам.

Участки продольного профиля, на которых проектируемая поверхность дороги окажется выше поверхности земли, называются насыпями, а участки, где проектируемая поверхность дороги окажется ниже поверхности земли -выемками.

В результате устройства насыпей и выемок отметки спланированной поверхности улицы обычно не совпадают с отметками земли. Отметки поверхности земли на профиле называются черными отметками, а линия, соединяющая эти отметки — линией поверхности земли или черной линией.

Проектируемые отметки оси улицы называются проектными или красными отметками, а линия, соединяющая красные отметки — проектной.

Разность красной и черной отметок на одной и той же ординате продольного профиля, определяющая высоту насыпи или глубину выемки, называется рабочей отметкой.

На чертеже продольного профиля рабочие отметки для выемок проставляют под проектной линией, для насыпей — над ней. Случаи, когда черная и красная отметки равны и, следовательно, рабочая отметка равна нулю, соответствуют местам перехода из выемки в насыпь.

Положение нулевых точек, в которых пересекаются линии существующего (черного) и проектируемого (красного) профилей можно определить по формуле:

l =  

где ha и hb рабочие отметки (плюсовая и минусовая) в точках по сторонам от нулевой;

1 — расстояние от нулевой точки до точки с отметкой ha;

L - расстояние между точками.

 

Рабочие поперечные профили улицы разрабатываются для выполнения вертикальной планировки и подсчета объемов земляных масс.

Поперечные профили строятся по пикетам и плюсовым точкам на миллиметровой бумаге. Масштаб для построения принимается: М 1:100 или 1:200, М, 1:50. Вычерчивание профилей производится в соответствии с принятыми правилами с обязательным заполнением строк таблиц. Названия строк достаточно только привести для крайних левых поперечников, принимая во внимание, что для последующих поперечников эти строки располагаются на этом же уровне.

Построение рабочего поперечника начинается с задания такой отметки верхней линии таблицы, чтобы меньшая отметка поперечника (красная или черная) оказалась не ближе 20 - 30 мм от таблицы. С учетом заданной отметки верхней линии таблицы откладываются черные отметки характерных точек поперечника улицы по красным линиям по границам зеленой зоны, тротуара и проезжей части. С продольного профиля снимается и откладывается красная отметка по оси или лотку проезжей части. На основании принятых поперечных уклонов проезжей части, тротуаров, велодорожек, возвышения бортового камня с учетом поперечных размеров элементов улицы вычисляются красные отметки по границам этих элементов. Поперечные уклоны зеленой зоны принимаются из условия минимума объема земляных масс.

По вычисленным красным отметкам и определенным по карте черным устанавливаются рабочие отметки по границам элементов улицы. Запись их на профиле производится следующим образом: отметки насыпи (плюсовые) — над красной линией, а отметки выемки (минусовые) — под красной линией (рис. 4).

 

Рисунок 4 – пример оформления поперечных профилей

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: