Выбор темы и определение основного содержания будущего выступления

- Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, на который выступление призвано дать ответ.

 - Сформулировав тему, надо разделить объем понятия, т.е. выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего "выступления.

Например, в теме «Проблемы современного студенчества» могут быть выделены такие вопросы: проблема платного/бесплатного образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, возможность совмещения учебы и работы, обязательность посещения занятий, получение работы по окончании учебы, цели в учебе, жилищная проблема студента и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.

Структура публичного выступления

Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей.

 Структура — это составные части выступления и их расположение относительно друг друга. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение.

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль. Во вступлении различают зачин (цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

В основной части приводятся аргументы и доказательства.

В заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории. Заключение может включать напоминание (цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель — сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель — вызвать реакцию слушателей).

Обозначение структурных частей выступления

Структурные части выступления для облегчения слушателям восприятия и понимания материала необходимо обозначать особыми средствами. Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с, теперь о, и наконец, о, в заключение отмечу, что и др. Аналогично могут использоваться: во-первых, во-вторых, в третьих. Структурные части выступления можно также обозначать интонационно — паузами, снижением тона.

6. Место важной информации

Большое значение имеет подача наиболее важной, существенной информации. В каком месте выступления давать ее? В конце XIX в. психолог Г.Эббингауз установил закон края, лучше запоминается информация в начале и в конце. С учетом этого эффективно применение так называемой рамочной конструкции построения выступления: Цель нашего выступления показать, что... Итак, мы установили, что...

7. Подготовка конспекта выступления

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Он должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно — это может понадобиться впоследствии.

2. Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

3. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал.

4. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать, потому что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

5. Разрабатывая план основной части выступления, проследите чтобы переход от одной мысли к другой был логичным. Используйте нумерацию вопросов (сейчас переходим ко второму вопросу) либо задавайте вопросы типа: Что же является причиной этого состояния дел, которое я только что обрисовал?

8. Как пользоваться конспектом?

Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Ч Чаплин, например, очень боялся микрофона, и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту.

Великолепный лектор И. И.Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал.

Известный химик С. Н. Реформатский писал полный текст лекции. дома читал его семье, брал запись в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал в нее.

Историк В.О.Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал.

Физиолог И.М.Сеченов сначала шепотом проговаривал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта.

Прекрасный оратор В.И.Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, выйти с ними к аудитории, изредка заглядывая в отдельные записи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: