Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что связано со столкновением: «Ищите конфликт: столкновение и борьба вызывают невольный интерес...»; «стоит оратору сказать: "Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью" — и аудитория сразу встрепенется». Вот еще примеры такого начала: Почему родители всегда недовольны своими детьми? Почему дети всегда считают, что старшее поколение их не понимает? Ссоры между мужем и женой — обычное дело. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться и т.д.

 Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации

Например: Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...; Сегодня в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение... Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что... и т.д. Этот приему весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже...» — и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.

Риторический вопрос

Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным?                                                                  

Ссылка на своё эмоциональное состояние

Например: Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами...', У меня сегодня особенное настроение, и вот почему... и т.д.

Возбуждение любопытства

Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Например: Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира? — Как? В каких?

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: Эйнштейн сказал, что образование— это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это? Или: Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим? Или еще один вариант: Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?

Демонстрация какого-либо предмета.

Можно начать так: Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды... Или: Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот — «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране? Или: Посмотрите, как красиво в цвете сделана реклама. Какой хороший лозунг ее украшает— «За честь, справедливость, порядочность!». Вместе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть.

Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно начать так: Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...; Недавно я прочитал, что...; Однажды со мной произошел такой случай..., Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мной в купе оказался очень интересный попутчик... и т.д.

Цитирование знакомого.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал...

Цитирование знаменитости.

Например: Бернард Шоу как-то сказал...; Говорят, Петр говорил своим сподвижникам...; Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза... и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

Исторический эпизод.

Начать можно так!- B~XVlll веке при французском дворе был обычай..., Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века..., Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято... и т.д.

Постановка проблемного вопроса и ответ на него.     

Разная аудитория по-разному реагирует на такое начало — малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная.

Изложение цели и задачи выступления.

Данный прием действен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме. Так поступают лекторы в учебной аудитории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: