Руки при ходьбе не должны быть статичными, оратору необходимо умеренно жестикулировать

Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах: это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности оратора, а в некоторых случаях — его неуверенности.

Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т.д. — лучше взять в руки указку или мел.

Взгляд_

Можно дать следующие рекомендации по использованию взгляда в ходе выступления.

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. Иначе может получиться, как у одного лектора, к которому подошли после лекции слушатели, поблагодарили и сказали: «Но почему вы читали лекцию только для нашей Кати?».

2. В большой аудитории следует разбить зал (и слушателей) на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

3. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго — при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

4. Не выступать, глядя в пространство, это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

5. Не смотреть в процессе выступления на пол, ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

6. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

7. Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

8. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

9. Глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время, смотрите ему в лицо, а не в глаза. Помните: взгляд в глаза слушателю всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при одном условии: он должен быть кратковременным, непродолжительным. Длительный, интенсивный, серьезный взгляд, направленный в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

Позы и жесты

- Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

- Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

- Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели нередко подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор.

- Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен, он должен быть слегка приподнят.

- Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать их к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности.

- Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительнее.

- Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией.

- Демонстрируйте открытые позы и жесты, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить.

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям,

- Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.

- Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.

- Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же (или один и тот же). Это раздражает аудиторию.

- Жестикулируйте обеими руками.

- Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т.д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности. Такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной.

- Не делайте резких, порывистых движений локтями.

- Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца.

- Не шевелите открыто пальцами.

- Делайте жесты только выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности.

Громкость, темп и интонация

К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования:

18. она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления.

19. интонация должна быть естественной и соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично — и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к словам, иногда даже создает комический эффект.

- Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп.

- Следует избегать больших пауз — они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную.

- Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.

Приёмы борьбы с волнением

Оратор может иметь три причины для волнения.

Боязнь незнакомой аудитории.

В таком случае рекомендуется несколько раз произнести вслух фразу: «Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать», —. после этого выходить на трибуну. Говорите громче, чем обычно,.или громче, чем вы собирались, — это тоже хорошо помогает справиться с волнением.

Ощущение плохой, недостаточной подготовки.

Имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: