Могли ли апостолы заложить целенаправленный образец для домашних церквей? Какой практический эффект могут оказать домашние собрания на чью-либо церковную жизнь? Это является аксиомой, что форма исходит от функции. Верования апостолов относительно функции церкви были естественно выражены в формах, которые приняла ранняя церковь. Некоторая особая практика ранней (домашней) церкви заслуживает нашего рассмотрения.
1. Основное значение домашней церкви заложено в теологии общины. Церковь изображена авторами Нового Завета терминами, описывающими семью. Верующие - это дети Божьи (1Ин 3:1), рожденные в Его семью (Ин 1:12-13). Божьи люди, таким образом, являются частью (своими) Его семьи (Еф 2:19; Гал 6:10). Они называют себя братьями и сестрами (Филим 2; Рим 16:1). Поэтому христиане относятся друг к другу как к члену семьи (1Тим 5:1-2; Рим 16:13). Исходя из этого теологического определения, что дети Божьи являются семьей, возникает много практических церковных вопросов. Встает вопрос, какое окружение лучше способствует нашему функционированию, как семье Божьей?
|
|
2.Многие исследователи убеждены, что Вечеря Господня первоначально праздновалась еженедельно как настоящая всеобщая трапеза (Вечеря любви). Каждая поместная община была как семья (1Тим 5:1-2), и что делает всегда каждая семья - это ест вместе. Собрания ранней церкви для Вечери Господней были прекрасным временем общения и ободрения (Лк 22:16-19, 29-30; Деян 2:42, 20:7; 1Кор 11:17-34). Атмосфера на Вечере была скорее праздничная, как на Брачной Вечере Агнца (Отк 19:6-9), а не печальная и подавленная. Чем больше становится община, тем меньше она походит на семью, и тем более безличностной и непрактичной становится Вечеря Господня, как семейная трапеза. Таким образом, столетия спустя, когда церковь пренебрегла домашними собраниями, Вечеря Господня потеряла свои преимущества и превратилась лишь в намек на совместную трапезу с маленьким кусочком хлеба и глоточком вина.
3. В собраниях ранней церкви определенно принимали участие все (1Кор 14; Евр 10:24-25; Еф 2:19-20; Кол 3:16). Все, что говорилось на собрании, должно было назидать и усиливать церковь. Так как многие люди стесняются говорить прилюдно, небольшие собрания дома более подходили для открытого общения среди знакомых и дружелюбных людей. Участие всех членов церкви становится невозможным в больших собраниях. Как только жилые комнаты для собраний были заменены на большие залы, общение всех верующих в семейном кругу было заменено богослужениями поклонения.
4. В Писании находится много указаний типа «…друг другу…». Церковь - это подотчетность, общность, и поддержание церковной дисциплины (Мтф 18:15-20). Эти идеалы более достигаются в небольшой общине, где все знают и любят друг друга. Церковь – это взаимоотношения. Большой зал людей, которые порой и не знакомы друг с другом, вряд ли достигнут этих целей. Номинальное христианство приютилось в большом зале, так как там легко затеряться в толпе. Церкви, собирающиеся по домам быстрее вырабатывают простоту, живучесть, близость и чистоту, которую Господь желает для церкви.
|
|
5. Церковь Нового Завета имела ясно различимых лидеров (пре-свитеров, пасторов, епископов), но эти лидеры вели церковь преимущественно своим примером и убеждением, а не указаниями. Ведомое пресвитерами согласие всей общины было наиважнейшим в процессе принятия решений (Мтф 18:15-20; Лк 22:24-27; Ин 17:11, 20-23; 1Кор 1:20, 10:17; Еф 2:19-20, 4:13-17; Фил 2:1-2; 1Пт 5:1-3). Достигнуть согласия можно только в небольшой церкви, где все знают друг друга, любят друг друга, носят бремена друг друга, терпимы друг к другу и посвящены друг другу. Однако, чем больше собрание, тем больше невозможность поддерживать взаимо-отношения и контакт. В большой общине пастор обязательно будет функционировать как управляющий компанией.
6. Церковь первого столетия перевернула весь мир вверх ногами (Деян 17:6), и они сделали это, используя модель домашней церкви – модель Нового Завета. Домашние церкви не требовали существенных денежных затрат, как правило легко управлялись, могли быстро умножаться, и имели великий потенциал для роста через евангелизм. Нам нужно думать скромно, чтобы достигнуть большего! Бог не связывает возможности с величиной. Павел напоминает нам: «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор 1:27-29).
7. Новый Завет побудил щедрую поддержку миссионеров, евангелистов, оснащенных пресвитеров, и бедных (1Кор 9; 1Тим 5:17-18; 3Ин 5-8). Какая группа верующих легче способна финансировать братьев, открывающих новые церкви и помогать бедным? Тысяча верующих, организованная в одну традиционную церковь, которая собирается в собственном церковном здании в комплекте с воскресной школой и семейным гимнастическим залом, или тысяча верующих соединенных вместе в сеть взаимодей-ствующих домашних церквей? Исследование протестантских церквей в Америке показывает, что примерно 80% дохода церкви уходит на оплату своего здания, зарплату и программы, и лишь 20% используется на евангелизацию мира. В сети домашних церквей эти проценты легко перевернуты наоборот. Будучи свободны от строительства собственных церковных зданий, домашние церкви пускают большие суммы денег на поддержку служителей и бедных.
8. Так как верующие собирались исключительно в своих домах, типичный размер общины времен апостолов был небольшим. В Писании нет никаких указаний, но там было не больше людей, чем могущих комфортно разместиться в типичной жилой комнате. Образцом были скорее маленькие, чем большие церкви. Роберт Бенкс в своей книге «Понимание Павла об общине» утверждает, что в первом столетии «гостиная комната в среднем доме могла комфортно разместить около 30 человек. И при необходимости и тесноте, когда собиралась вся церковь, около 40-45 человек, или менее…. В любом случае, мы не должны думать об этом, как о чем-то большом. Даже собрания всей церкви были достаточно маленькими, чтобы там развивались близкие взаимоотношения между верую-щими».
Заключение
Мы не пытаемся убеждать в пользу домашних собраний только ради домашних собраний. Мы просто хотим показать, что церковь времен апостолов не возводила специальные здания, потому что она не нуждалась в них. Бог подразумевает, что типичная церковь будет раз-мером с жилую комнату. Послания, написанные в Новом Завете, были адресованы домашним церквям. Поскольку они были написаны к домашним церквям, указания, содержащиеся в посланиях, Дей-ственны и применимы в небольших общинах. Они никогда не предназначались для больших собраний. Поэтому они не действенны в условиях больших церквей. Попытки применить практику Нового Завета в большой церкви настолько же противоестественны, как и наливать молодое вино в ветхие мехи (Мтф 9:17).
|
|
Стив Аткерсон