Основные вехи биографии Ю. Бондарева

Конспект урока литературы

 Дата 08.05.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Правда о человеке на войне. Здесь сталь кипела, плавился металл..»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: познакомимся с творчеством Ю. Бондарева и романом «Горячий снег»,  обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в романе.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Художественный фильм «Горячий сне» Жанр: драма, военный. Режиссер: Гавриил Егизаров   https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 07.05.2020

Презентация по теме урока:   «Юрий Бондарев. Роман «Горячий снег»

Ход урока.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Н. Майоров.

                                                      О минувшей войне необходимо знать все.

                                                            Надо знать и чем она была, и с какой безмерной

                                                           душевной тяжестью были связаны для нас дни

                                                           отступлений и поражений, и каким безмерным

                                 счастьем была для нас Победа.

Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война,

                         какие разрушения она принесла, оставив раны и     

в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе,

как этот, не должно быть и не может быть забвения.

К.Симонов.

 


Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

Сегодня мы с вами продолжаем работать по теме «Правда о человеке на войне» и посвятим урок роману Ю.В.Бондарева «Горячий снег». Это произведение  повествует о величайшем событии – битве под Сталинградом. Память о Сталинградской битве – это память о великом народном подвиге, душевном порыве, единстве и мужестве народном, которые и были залогом этой победы. Духовное единство любой нации зависит её исторической памяти, и поэтому надо хорошо знать своё прошлое.

   Одним из самых правдивых произведений о войне ветераны называют книгу Ю.Бондарева «Горячий снег». Героизм защитников Сталинграда запечатлен благодарными потомками в памятниках и монументах. Сегодня Волгоград – это город – герой, город – символ мужества и героизма русских людей. А каким он был тогда, во время Великой Отечественной войны? Что значил он для России?

 

 

2. Объяснение нового материала.

Объясняющий модуль.

 

Илья Эренбург, находящийся осенью 1942 года в Сталинграде, писал:

Не первую неделю идет битва за Сталинград. Тяжелая битва. Немцы решили захватить город, перерезать Волгу, задушить Россию…Сталинград – это Волга. Кто скажет, что значит Волга для России? Нет в Европе такой реки, она прорезает Россию, она прорезает сердце каждого русского.

Волга – это богатство, слава, гордость России. Неужели презренные немцы будут купать в ней своих лошадей? В Волге? В великой русской реке? На Сталинград брошены десятки немецких дивизий. Неслыханно тяжело защитникам Сталинграда, но они держатся.

Кровью обливается сердце каждого, когда русские отдают город. Город – это дивный лес, нужны многие годы, чтобы его вырастить. В каждом городе- клубки человеческих жизней, заводы, сложные, как мозг, улицы с их приливами и отливами, большие площади, где творится воля народа, и маленькие уютные комнаты, где влюбленные обмениваются горячими клятвами.

Каждый город – это мудрая книга, это государство, это огромная семья. Город нельзя сдать. Город нельзя бросить. Город - это   не название, не кружок на карте, город – живое тело, близкий человек.

Можно выбрать друга. Можно выбрать жену. Мать не выбирают. Мать одна. Ее любят – потому что она мать. Под Сталинградом мы защищаем одну мать – Россию.   

 




Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Основные вехи биографии Ю. Бондарева

 

2.Роман «Горячий снег»

 

 

Основные вехи биографии Ю. Бондарева.

 

Юрий Бонда­рев родился 15 марта 1924 года в городе Орске, в семье следовате­ля. Семья часто меняла место жительства, пока не обоснова­лась окончательно в Москве в 1931 году. Юре Бондареву тогда было 7 лет.

В школе Юра Бондарев издавал рукописный литературный жур­нал. Однако рано заявившее о себе «побуждение к писательству» и к литературной деятельности обор­вала война. Эвакуация в Казах­стан, военное училище, первый бой на Сталинградском фронте. Восемнадцатилетний Юрий Бон­дарев сам сражался на речке Мышковой, хотя тогда вряд ли он представлял себе масштабы и пос­ледствия одержанной победы. Здесь же под Сталинградом, он был ранен. Выйдя из госпиталя, сержант Бондарев становится ко­мандиром противотанкового ору­дия. Из армии Бондарев был демо­билизован, будучи двадцатилет­ним лейтенантом, после второго ранения. В конце 1945 года Юрий Бондарев возвращается в Москву и поступает в Литературный инс­титут имени Максима Горького. Заканчивает его в 1951 году.

Первые рассказы Юрия Бон­дарева опубликованы в 1949 году.

1953 год — сборник «На боль­шой реке».

1956 год — повесть «Юность командиров».

1957 год — повесть «Батальо­ны просят огня».

1959 год — повесть «Послед­ние залпы».

Настоящая известность при­шла к Юрию Бондареву после публикации повестей «Батальоны просят огня» и «Последние зал­пы», положивших начало так на­зываемой «лейтенантской прозе». Основные темы этих произведе­ний — героизм советских воинов, психология человека на войне.

1962 год — роман «Тишина». О возвращении к мирной жизни.

Роман Юрия Бондарева «Ти­шина» продолжил общеевро­пейскую тему «потерянного по­коления» — трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной 'скамьи.

1969 год — роман «Горячий снег». В романе еще больше обострена проблема ценности человеческой личности. Война глазами рядового участника, психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях.

1975 год — роман «Берег».

1980 год — роман «Выбор».

1985 год — роман «Игра».

1991 год — роман «Искушение».

В романах «Тишина», «Бе­рег», «Выбор» показана осмыс­ленная неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения.

1994 год — роман «Непротив­ление».

1999 год — роман «Бермуд­ский треугольник».

В последние годы Бондарев активно выступает как публи­цист.

За свой литературный труд Юрий Бондарев отмечен следую­щими наградами:

1983     год — лауреат Государ­ственной премии СССР;

1984     год — Герой Социалис­тического Труда;

1993 год— лауреат Литератур­ной премии Льва Толстого

Роман «Горячий снег»

Юрий Бондарев сам был на фронте командиром миномётного расчёта, затем командиром орудия в составе стрелковой дивизии, поэтому о Великой Отечественной   войне знает не понаслышке.
«Горячий снег» – это роман о войне. Его отличительной особенностью является внимание к внутреннему миру личности. Интересно и заглавие произведения.
Снег не бывает горячим. Это оксюморон - сочетание слов с противоположным значением. Удачно выбрано название романа. Оно подчёркивает, каким был последний бой. Земля смешана с горячими гильзами, с горячей кровью раненых, со слезами горя от потерь близких и друзей. Горячий бой, хотя он начинался на чистом поле. В романе есть сцена допроса генералом Бессоновым пленного немецкого капитана. Немецкий офицер говорит про Францию, где солнце, юг. А в России, несмотря на лютый холод, снег горит. Действительно, в нашей стране даже снег горит, пылает огнём под ногами фашистских захватчиков, вторгшихся на нашу родную землю. Значит, снег может быть горячим…

Роман «Горячий снег» Бондарева, написанный в 1969 году, повествует о реальных событиях, происшедших во время Великой Отечественной войны. В книге описано одно из важнейших сражений, решивших исход Сталинградской битвы.

Главные герои романа:

Бессонов – генерал, зрелый, сдержанный, ответственный мужчина.

Кузнецов – молодой лейтенант, командир взвода.

Дроздовский – командир артиллерийской батареи, дисциплинированный, волевой парень.

Зоя Елагина – санинструктор, предмет любви Кузнецова и Дроздовского

Герои второго плана:

Уханов – старший сержант, командир орудия.

Чибисов – мужчина лет сорока, самый старший в взводе.

Евстигнеев – наводчик, спокойный и опытный боец.

Нечаев – наводчик первого орудия.

Рубин – ездовой, прямолинейный и грубый.

Деев – комдив.

Веснин – член Венного совета.

Давлатян – командир второго взвода.

Место действия - окоп, блиндаж, узкая полоска прифронтовой полосы - и одновременно – необъятные просторы Русской земли, штабы дивизии и армии, Ставка Верховного главнокомандующего.

 В центре сюжета - ожесточенное сражение с танковыми позициями Манштейна, рвущимися в Сталинград на помощь окруженной армии Паулюса.

Само назва­ние — «Горячий снег» создает ощущение борьбы двух сил, для которых нет примирения. Во время следования эшелона автор описывает снег как великолеп­ное творение природы: «Покой­но сыпалась под солнцем мель­чайшая изморось... Зеркально до самого горизонта выгибались волны нескончаемых сугробов... Солнце в радужных морозных кольцах стояло над сияющей бе­лизной степи...»

Во время и после бомбежки эшелона снег стал врагом: «Ог­ромный, отливающий синью по скату сугроб... В лицо брызнуло ледяной пылью, сбитой пулемет­ными очередями с сугроба... В ревущей черноте, на секунду покрывшей сугроб, кувырка­лись, прыгали в снегу стреляные крупнокалиберные гильзы».

В этом произведении Бондарева все картины природы разорваны, до неузнаваемости изуродованы боем – тут лед становится черным, снег ядовито-красным, река – розовой. «Все пространство за розовыми извивами реки с оспенной чернотой льда, искромсанного бомбами и снарядами, - все было в кровавом свечении заката, все смешалось, все двигалось, и чудилось, от пожаров на закате пылал снег»

Между душевным состоянием наших бойцов и ставшей непохожей на себя природой существует некая тайная связь – сопротивление угрозе уничтожения, а там, в глубинах сознания сражающихся, художник видит боль и тоску (не растерянность!) перед неизвестным и холодную решимость.

Дроздовский и Кузнецов закончили одно и то же военное училище, в одно и то же время. Вместе сражались, оба из рук Бессонова получили ордена. Однако по своей человеческой сути Кузнецов намного выше Дроздовского. Он как-то душевнее, больше верит людям. Кузнецов, даже когда вынужден приказать твердо и категорично, в критические минуты боя остается Человеком. В нем, восемнадцатилетнем, уже проступает то отцовское начало, которое формирует настоящего командира. Всеми помыслами он следит за боевыми товарищами. Забыв о себе, в бою он теряет чувство обостренной опасности и страха перед танками, перед ранениями и смертью.

Для Дроздовского война – это путь к подвигу или героическая смерть. Его стремление ничего не прощать не имеет ничего общего с мудрой требовательностью и вынужденной беспощадностью генерала Бессонова. Говоря о своей готовности умереть, но не отступить в предстоящем бою, Дроздовский не лгал, не притворялся, но сказал об этом с чуть излишним пафосом! Ему не мешает формальное бессердечное отношение к дому, товарищам. Нравственная ущербность Дроздовского особенно впечатлительно раскрывается в сцене гибели молодого солдата Сергункова. Как ни пытался Кузнецов втолковать Дроздовскому, что его приказ проползти сто метров по открытому полю и подорвать гранатой самоходку жесток и бессмысленен, ничего ему не удалось. Дроздовкий до конца использует свое право посылать на смерть людей.

У Сергункова нет иного выхода, как выполнить этот невыполнимый приказ и погибнуть. Нарушив военную субординацию, Кузнецов резко бросает в лицо Дроздовскому: «Там, в нише, еще одна граната, слышишь? Последняя. На твоем бы месте я взял бы гранату и к самоходке. Сергунков не смог, ты сможешь?!» Дроздовский не выдержал испытание властью, не осознал, что право, данное ему, предполагает глубокое понимание своей святой ответственности за жизнь вверенных ему людей.

Юрий Бондарев в этом романе  показывает людей очень разных: худенький, с испуганным лицом подростка Сергунков и пожилой, безжалостный Рубин. Мы видим плачущего Сергункова, который в последний раз кормит лошадь припрятанной горсткой овса. А что же Рубин? Он равнодушно, даже с каким-то удовольствием, с какой-то мстительной жестокостью берется застрелить ее и не убивает одним патроном. Уханов вырывает винтовку и обрывает страдания животного. Милосердие есть даже на войне. Его проявление зависит от каждого конкретного человека, от его нравственных качеств. Даже при самых тяжелых испытаниях можно остаться настоящим человеком, проявить милосердие не только к человеку, но и к животному. Рубин сам объясняет причину своей страшной жестокости: «За один раз всю мою жизнь свихнуло. Зверем ревел, ногтями двух дочек своих махоньких после бомбежки из земли откапывал. Да поздно.»

Помешать прорыву Манштейна, а тем самым и заблокировать армию Паулюса - такова была задача армии Бессонова. Какой же ценой она была выполнена?   

  Ценой неслыханного напряжения, риска, огромных потерь, невероятной выдержки.

Выдержка Бессонова – командующего армией, который, приехав ночью на НП дивизии Деева, видел, как сжимается огненное кольцо немецких танков, уничтожающих окруженные деевские полки, и все же, упорно не вводил в бой свежие силы резерва. Почему?

Бессонов мудро выжидал, решил не распылять танки, ведь в танковом полку Хохлова был всего 21 танк. Бессонов видел, что дивизия выстоит, манштейновский напор захлебнется и тогда будет нанесен наш ответный, решающий удар.

 Кто же остановил танковый таран Манштейна?

В центре повествования – стоящая на передовом рубеже артиллерийская батарея, которой командовал лейтенант Дроздовский. Командирами первого и второго взводов были лейтенант Кузнецов и Давлатян. Все они однокашники, выпускники одного училища; четвертый их товарищ, старший сержант Уханов, которому из-за самоволки звание не присвоили, - командир первого орудия из взвода Кузнецова. Наводчик первого орудия сержант Нечаев (самоуверенный, пошловатый, даже наглый в присутствии женщин).

Чибисов – Ю.Бондарев показал нам его каким-то жалким, маленьким. В принципе он человек неплохой, но слабый, побывал в плену. Ездовые Сергунков и Рубин.

При отражении танковой атаки многие бойцы батареи Дроздовского погибли.

  Медленно подымалось от земли окровавленное широкоскулое лицо наводчика Касымова с почти белыми незрячими глазами, одна рука в судороге цеплялась за колесо, впиваясь черными ногтями в резину. Он бессвязно выкрикивал: «Уйди, сестра…Стрелять надо!» Сильное его тело словно переломлено в пояснице, что-то красное текло из-под бока, затянутого бинтами. «Уйди, сестра! Жить буду! – выкрикнул в бессознании Касымов. - Зачем хоронишь? Стрелять надо!»

Дроздовский же принял бессмысленное, преступное решение послать юного ездового Сергункова к вражеской, изрыгающей огонь самоходке – через 100 метров по открытому полю – на верную гибель.          Конечно, командир имеет право посылать людей на смерть, но ведь это не всегда оправданно.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: