Трудно представить людей более несхожих, чем командарм и член Военного совета.
Веснин не из кадровых военных. Он штатский, преподаватель Высшей партийной школы и Политакадемии. Веснин чуткий, интеллигентный, тактично-мудрый. Он не позволил, чтобы листовка с фотографией пленного Виктора Бессонова попала к отцу. Заступился за танкиста, вырвавшегося от немцев. (Бессонов хотел отдать его под трибунал.)
Веснин совсем не похож на военного, но в 1941 году, будучи комиссаром дивизии, вырвался из окружения под Ельней и вывел почти целый полк; грудью встретил свою смерть в стычке с немецкими автоматчиками.
Да и отношения между ними по вине настороженного, колючего Бессонова складываются очень непросто.
Веснин рассматривал работу с людьми как тонкое, требующее предельной чуткости дело. Его поведение в эпизоде с лейтенантом-танкистом, состояние и временную слабость которого он сумел понять глубже, человечнее, нежели Бессонов, его реакция на сообщение начальника Особого отдела полковника Осина о пленении сына Бессонова, другие эпизоды романа свидетельствуют о большой душевной деликатности Веснина, высокой порядочности. Вместе с тем Веснин — человек несгибаемо принципиальный, волевой, мужественный. Постоянное подчеркивание автором его «штатности» еще более усиливает впечатление от таких его достоинств, которые чаще бывают присущи сугубо военным людям. А гибель Веснина, одна из самых впечатляющих сцен романа, с особой силой проявляет героичность этого характера. Спокойное, непоказное мужество, высокое достоинство комиссара, решившего предпочесть смерть в неравном бою потере этого достоинства.
|
|
Дроздовский - любитель всего показного, демонстративного.
«Метрах в двадцати от вагона Кузнецов увидел командира батареи лейтенанта Дроздовского... Голый по пояс, играя крепкими мускулами гимнаста, стоял на виду у солдат возле сугроба и, наклоняясь, молча и энергично растирался снегом. Легкий пар шел от его гибкого, юношеского торса. От плеч, от чистой безволосой груди; и в том, как он умывался и растирался пригоршнями снега, было что-то демонстративно упорное».
Присутствует у Дроздовского и начальственный шаблон. Даже какая-то жестокость: «Подтянись! — командует он смертельно усталым людям. — Держать нормальную дистанцию! Чьи вещмешки на передке? Чей карабин? Взять с передка!»
В этой же ситуации другой командир, Кузнецов, повел себя по-другому: «Все устали, комбат, до предела, — негромко сказал Кузнецов. — Это же ясно.
— Даже лошадь вон как дышит! — поддержал Давлатян и погладил влажную, в иглистых сосульках морду комбатовской лошади.
|
|
— Командиры взводов у меня лирики! — ядовито заговорил Дроздовский. "Люди устали","лошадь еле дышит". В гости чай пить идем или на передовую? Добренькими хотите быть? У добреньких всегда на фронте люди как мухи гибнут! Как воевать будем — со словами "простите, пожалуйста"?»
Кузнецов в отличие от Дроздовского проявлял не показную, а подлинную заботу о подчиненных, стремясь по возможности облегчить им тяготы фронтовой жизни.
Театральным выглядит и поведение Дроздовского с Бессоновым: «Мы здесь до последнего, товарищ генерал! — произнес Дроздовский убежденно. — Я знаю, что здесь танкоопасное направление. Хочу заверить вас, что артиллеристы первой батареи не пожалеют жизни и оправдают оказанное им доверие! Мы готовы умереть, товарищ генерал, на этом рубеже!
— Почему же умереть? — нахмурился Бессонов. — Вместо слова "умереть" хотел бы, чтобы вы употребили гораздо лучшее слово — "выстоять". Не стоит так решительно приготавливаться к жертвенности, лейтенант».
Дроздовский стремится отличиться, отсюда ненужные жертвы. Бессмысленная смерть Сергункова. Это и неоправданно торопливый приказ открывать огонь по наступающим танкам: взвод Давлатяна преждевременно обнаружил себя и был накрыт ответным залпом.
Нелепые крики Кузнецову с размахиванием пистолетом: «Куда?.. Назад... Драпать?» — когда тот, уничтожив два танка, покинул искалеченное, бесполезное уже орудие.
Даже с Зоей обращается как с подчиненной, а не как с любимой женщиной, женой. Мы видим, как происходит ее разочарование в Дроздовском одновременно с возникающей тягой к Кузнецову, в котором она безошибочным женским чутьем угадывает натуру чистую, цельную, верную.
Лейтенант Кузнецов- один из главных героев романа. Он из тех, кто тесно связан с народом, кто выражает думы, чувства и устремления его. При этом характер Кузнецова показан в процессе становления: в начале повествования это наивный юноша, с несколько книжными представлениями о людях. А в конце — это зрелый и глубокий человек.
Вблизи эффектного Дроздовского Кузнецов выглядит слишком будничным, человечным, домашним. Он по-юношески открыт, порывист, доверчив, искренен, что свойственно только очень молодым и очень добрым людям. К офицерскому положению он еще не привык и, разговаривая с солдатами старше его по годам и по опыту, каждый раз чувствует неуверенность. Во взводе это уже ухватили и поэтому относятся к Кузнецову с доверием, но без ложного чинопочитания: «Увидев лейтенанта, солдаты, не переставая толкаться, притоптывать валенками, не вытянулись в уставном приветствии ("Привыкли, черти!" — подумал Кузнецов), лишь прекратили разговор».
В степи, в 45 километрах от Сталинграда, лейтенант Кузнецов принял боевое крещение. То, что за сутки довелось ему пережить, сделало его другим человеком. Юношеский максимализм (вспомним, как осуждал Кузнецов Чибисова за то, что тот попал в плен, а не застрелился) растворился в ужасе танкового сражения, ушла вся детская наивность, но раскрылись качества солдата и командира.
Потрясла Кузнецова гибель Зои.
«Он стоял, прижимаясь плечом к оплавленной броне немецкого танка, ноги подламывались, было желание сесть в снег, закрыть глаза, не двигаться, не думать ни о чем. Теперь ему было все равно, все потеряло цену, в одну секунду стало бессмысленным, не имеющим значения».
«...Вошел в ход сообщения и в нескольких метрах от орудия вдруг упал грудью на бровку траншеи, потом в тупом отчаянии прижался лбом к холодным шершавым перчаткам, что-то жарко и горько сдвинулось в его горле, он сморщился, скрипнув зубами, и долго терся губами и лбом об эту ледяную, шершавую и жесткую шерсть перчаток, молча, с каким-то сладострастием глотая слезы. Он плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни. И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слез».
|
|
Кузнецов - образ своеобразный, достигший высокой степени художественности, наделенный свойствами и особенностями душевно богатой личности. Для того, чтобы раскрылся характер, важен поступок — только мысль, проявленная в действии, ведет к самопознанию, к глубокому пониманию происходящего в мире.
Война античеловечна и противоестественна самой природе человека. Преодоление себя, преодоление неестественности античеловеческой сути происходящего во имя суровой необходимости, во имя высших требований человечности — вот главный вывод из романа.
Домашнее задание.