Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 9. Семененко Данил

Прочтите отрывки из философских работ М. Шелера, М. Бубера, Н. Бердяева. Ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

«Поскольку человек - это микрокосм, то есть «мир в малом», так как все сущностные генерации бытия - физическое, химическое, живое, духовное бытие - встречаются и пересекаются в бытии человека, то постольку на человеке можно изучать и высшую основу «большого мира», макрокосма. И поэтому бытие человека как микротеоса есть также доступ к Богу. Человек — это существо, сам способ бытия которого — это все еще не принятое решение о том, чем оно хочет быть и стать»   (М. Шелер);

«Человек начинается не там, где ищут Бога, но там, где страдают оттого, что Бог далеко. Мы приблизимся к ответу на вопрос «что такое человек?» после того, как научимся видеть в нем существо, в чьей динамической природе и органической способности быть вдвоем совершается и познается встреча одного и Другого» (М. Бубер);

«В человеке пересекаются все круги бытия. Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира. Человек есть существо, недовольное собою и способное себя перерастать. Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно из того, что выше его» (Н. Бердяев);

Вопросы и задания.

1. Как М. Шелер и Н. Бердяев рассматривают человека? Почему с их точки зрения он является микрокосмом?

2. Связан ли человек, человеческое бытие в соответствии с философской концепции М Шелера и Н. Бердяева с Богом, божественным бытием? Каким образом?

3. Как Н. Бердяев относится к биологизаторской концепции? Свой ответ аргументируйте, при необходимости подкрепите его цитатами.

4. Почему М. Шелер полагает, что познание внешнего мира необходимо начинать с познания самого человека, с самопознания?

5. Можно ли считать, что М. Шелер разделяет концепцию экзистенциализма относительно природы человека?

6. Согласны ли вы с М. Бубуром, что сущность человека проявляется в общении? Свой ответ аргуменитруйте.

Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 10. Сурганов Николай

Прочтите отрывки из философского наследия Л. Фейербаха и Н. Бердяева. Ответьте на вопросы, выполните задания после текстов.

«В чем же заключается …существенное отличие человека от животного? Самый простой…ответ на этот вопрос: в сознании. Сознание… имеется лишь там, где субъект способен понять свой род, свою сущность… Животное живет единой, простой, а человек двоякой жизнью, внешней и внутренней. Внутренняя жизнь человека тесно связана с его родом, с его сущностью, человек мыслит, то есть беседует, говорит сам с собой. Человек одновременно «Я» и «Ты»; он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность». (Л. Фейербах)

 «Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Как существо, принадлежащее к двум мирам (миру природному и социальному) и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н. Бердяев)

Вопросы и задания

1. В чем, по Фейербаху, заключается сущность человека? Чем он отличается от животного?

2. Вспомните, какую роль играет сознание в жизни человека?

3. Согласны ли вы с точкой зрения Л. Фейербаха, что сущность человека проявляется в общении? Свою точку зрения аргументируйте.

4. Какой природой, согласно Н. Бердяеву, обладает человек?

5. Как обосновывает Н. Бердяев противоречивый характер человеческой природы?

 

 

Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 11. Трощенко Даниил

Прочтите отрывки из философских текстов, ответьте на вопросы, выполните задания.

А) «Человек есть жир, из которого можно сделать семь кусков мыла. Человек есть известь, которой хватит на то, чтобы побелить курятник. Человек есть фосфор, которого хватит на 2 200 спичек. Человек есть железо, из которого можно сделать средних размеров гвоздь. Человек есть магний, которого хватит на одну фотовспышку. Человек есть сахар, которого хватит на семь чашек чая».

Б) «Человек научился плавать как рыба, летать как птица, ему остается еще научиться вести себя, как человек» (Б. Шоу);

В) «Есть две прекрасные вещи, достойные восхищения. Это звездное небо над головой и нравственный закон во мне» (Кант);

Г) «Человек ходил во всех должностях, а в должности человека еще не ходил» (Герцен).

Вопросы и задания.

1) В каком из высказываний (А, Б, В, Г) человек пассматривается с точки зрения естествознания? Свое мнение обоснуйте.

2) Выразите свое отношение к рассмотрению человека с позиции естествознания. Насколько приемлемо рассмотрение человека в качестве вещи, в качестве набора полезных функций? В чем состоит опасность подобного рассмотрения?

3) В каких высказываниях поднимается проблема отчуждения? В чем состоит суть этой проблемы и этих высказываний?

4) Какие миры, виды бытия противопоставляет И. Кант? В чем состои смысл его высказывания?

5) Как вы понимаете высказывания Шоу и Герцена?

6) Что означает выражение «вести себя как человек»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: