Вариант 15. Султанов Азиз, Умаров Арсен.
Прочтите отрывок из монографии А. Швейцера «Культура и этика». Ответьте на вопросы после текста.
В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Не познания и развития ищет он, а развлечения – и при том такого, какое требует минимального напряжения… Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговор с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Постоянная спешка, характерная для нашего образа жизни, приводит к тому, что мы… встречаясь друг с другом, держимся отчужденно по отношению к себе подобным. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относится друг к другу как человек к человеку… Мы в коненчном счете деградируем. Мы утрачиваем чувство родства со своим ближним и скатываемся таким образом на путь антигуманности.
|
|
Вопросы:
1. Что такое проблема отчуждения? В чем она выражается?
2. Можно ли считать, что А. Швейцер в своей монографии поднимает проблему отчуждения? Свою точку зрения обосуйте.
3. В чем заключается, согласно А. Швейцеру, антигуманный характер бытия современного человека?
4. В чем причина антигуманного характера человеческого бытия?
5. Каковы последствия антигуманного характера человеческого бытия?
6. Какое начало важнее для человека с точки зрения А. Швейцера: телесное или духовное? Свою точку зрения аргументируйте. В чем, по А. Швейцеру, состоит смысл жизни человеческого бы