Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 1. Даудов Ахмед

Прочтите отрывок из рассказа В. Шукшина «Алеша Бесконвойный», ответьте на вопросы, выполните задания после него.

«Его звали-то - не Алеша, он был Костя Валиков, но все его в деревне звали Алеша Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость. Впрочем, безответственность его не простиралась беспредельно: пять дней в неделе он был безотказный работник, больше того – старательный работник, умелый (летом он пас колхозных коров, зимой был скотником – кочегарил на ферме, случалось – ночное дело – принимал телят), но наступала суббота, и тут все: Алеша выпрягался. Два дня он не работал в колхозе: в субботу и воскресенье.

В субботу он топил баню. Все. Больше ничего. Накалял баню, мылся и начинал париться…

В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня – суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел…

…Был и верстачок, и был исправный инструмент: рубанок, ножовка, долота, стамески… Это все – на воскресенье…

Алеша всегда много думал, глядя на огонь. Например: «Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково…. Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!» Или еще он сделал открытие: человек, помирая – в конце самом, - вдруг захочет жить, так обнадеется, так возрадуется какому-нибудь лекарству!.. Это знают. Но точно так и палка любая: догорая, так вдруг вспыхнет, так озарится, такую выкинет шапку огня, что диву даешься: откуда такая последняя сила?»

 

Вопросы и задания:

1) Почему Костю Валикова звали в деревне Алеша Бесконвойный?

2) Чем он занимался в субботу и воскресенье? Какую роль эти дни играли в его жизни? Почему Валикова осуждали жители деревни? Является ли он нонконформистом?

3) Можно ли утверждать, что Валиков пытался прервать цикличность времени и «разомкнуть» круг сельскохозяйственных работ? Или он просто удлинял цикличность времени?

4) Можно ли рассматривать Валикова в качестве философа? В чем выражается его житейская философия? Что думал о смерти Валиков? Задумывалися ли он о смысле жизни? Предположите, в чем он видел смысл своего бытия.

5) Обладает ли Валиков критичностью мышления? Свой ответ обоснуйте.

6) Какой метод в своих размышлениях применяет главный герой? Мыслит ли он методом аналогий? Свой ответ обоснуйте.

7) В чем выражается индивидуальность Кости Валикова?

8) Можно ли Костю Валикова назвать личностью? Свой ответ обоснуйте.

 

Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 2. Калиев Савит

Прочтите отрывок из текста, выполните задания после текста, ответьте на вопросы.

«Все искусство в целом представляет собой особый способ жизневоззрения и жизнепонимания. Оно исследует и воспроизводит человека во всем богатстве и многообразии его проявлений. Классическим образцом такого искусства является «Фауст» Гете, где в основе интриги лежат поиски смысла и цели жизни. Старый ученый доктор Фауст с горечью констатирует, что он, фактически прожив жизнь, не знает, в чем ее смысл. Дабы прекратить свои страдания, Фауст готов покончить с собой. Явившийся в этот момент дьявол в образе Мефистофеля предлагает Фаусту свои услуги. Превратив Фауста в молодого прекрасного юношу, он начинает вместе с ним поиски смысла жизни. Уговор таков: как только Фауст найдет то, ради чего стоит жить, и признает это, произнеся – «остановись, мгновение, ты прекрасно», условия выполнены, и Фауст за полученное знание расплачивается душой. Фауст вновь проживает долгую жизнь, полную поисков, порывов, любовных приключений. Но ни в чем он не видит смысла и цели, достойной мыслящего человека. И лишь на склоне лет, в своей второй старости, он, наконец понимает: «мое стремленье – дело, труд», жить надо не для себя, а для других, ради свободы и благоденствия народа.

Прозренье стоит Фаусту жизни, но душу - Мефистофель не получает, ее берет себе Бог. Смысл жизни в самой жизни. Надо дорожить жизнью, любить ее и постараться сделать ее лучше для других и тем самым для себя».

Вопросы и задания:

1) Как вы считаете, в чем состоит смысл жизни вообще?

2) В чем вы видите смысл своего бытия?

3) Согласны ли Вы с теми выводами, к которым пришел Фауст? В чем он видит смысл жизни?

4) Почему люди думают о смысле жизни? Что заставляет их искать смыслообразующие ценности бытия?

5) Составьте свою пирамиду иерархии ценностей.

 

Практическая работа по теме: «Человек как главная философская проблема»

Вариант 3. Калиев Фарид

Прчтите отрывок из философского сочинения Марка Аврелия, ответьте на вопросы после текста, выполните задания.

«Надлежит учесть не только то, что жизнь убывает с каждым днем и остается все меньшая ее доля, но также и то, что если бы даже была обеспечена кому-нибудь более долгая жизнь, становится неизвестным, будет ли по-прежнему достаточна сила его мысли для понимания наличных обстоятельств… Ведь если человек начнет тупеть, то, это, конечно, не отразится на дыхании, пищеварении, но власть над самим собой, точное понимание своих обязанностей, способность разобраться в происхлодящем и отдать себе отчет в том, не пора ли расстаться с этой жизнью, все, что необходимо предполагает изощренность разума, будет потеряно безвозвратно. Итак, нужно торопиться не только потому, что с каждым днем мы подходим ближе к смерти, но и потому, что еще при жизни отказывается служить способность уразумения и наблюдения вещей.

Ты взошел на корабль, совершил плавание, достиг гавани – пора слезать. Если тебя ждет другая жизнь, то, как боги вездесущи, они будут и там. Если же это будет состояние бесчувственности, то тебе не придется более терпеть от страданий и наслаждений и служить оболочке, которая настолько хуже того, кто у нее в плену. Ибо последний есть дух и гений, оболочка же – прах и тлен. Не расточай остатка жизни на мысли о других, если только дело не идет о чем-либо общеполезном. Надлежит, следовательно, удалить из связи своих представлений все бесцельное и праздное, а в особенности все, внушаемое любопытством и злобой. Не поступай ни против своей воли, ни вразрез с общим благом, ни как человек опрометчивый или поддающийся влиянию какой-нибудь страсти. Пусть божество в тебе будет руководителем существа, мужественого, зрелого, преданного интересам государства. Итак, следует быть правым, а не исправляемым. Ты же, говорю, искренно и свободно выбирай лучшее и держись его. Оберегай способность суждения от надменности, чтобы иметь возможность осторожно производить исследование».

Вопросы и задания.

1. Что считает Марк Аврелий главным в человеке: душу или его тело? Свой ответ обоснуйте.

2. Как человек должен прожить свою жизнь? Почему, с точки зрения философа, ему нужно торопиться?

3. Что думает о смерти Марк Аврелий? В чем он видит смысл жизни?

4. Как оценивает Марк Аврелий рациональное, сознательное начало в человеке? Как он относится к иррациональному, необдуманному?

5. Марк Аврелий использует в своем философском сочинении образное мышление. Какой смысл он вкладывает в образ корабля, гавани?

6. Можно ли считать, что Марк Аврелий видел смысл жизни в самосовершенствовании человека, в его служении общему делу, в том, что человек должен стать личностью? Свой ответ обоснуйте.

7. Каким видит образ идеального человека философ?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: