История и форма празднования.Создание революционного площадного театра

Аннотация

 

Революция- коренной и резкий переворот в общественно-политических отношениях, насильственым путём приводящий к смене общественного строя.

Революционный праздник -Понятие «праздничности» революции связанно с социально-политическим освобождением пролетариата и получением свободы во всех сферах общественной жизни. Праздничное начало, присущее пролетарской революции, как порождение самого празднества.Революция устремляется сама к празднеству, ибо то, во имя чего она совершается, есть «свободная жизнь масс». Настоящий праздник происходит тогда, когда «весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу».

«Мистерия-буфф» В. В. Маяковского (ноябрь 1918 г.) – первая советская пьеса о революции, прообраз жанра агитационных площадных представлений. Ключевые слова: «Революция», «Революционныйпраздник»А. В. ЛуначарскийАдриан Пиотровский,П. Керженцев,

В. Тихонович Вяч. Иванов.

 

Революция – праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса…

В.И.Ленин

Введение

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет. Существует широкий спектр оценок русской революции: от констатации, что это была национальная катастрофа, которая привела к огромным потерям и установлению тоталитарного режима, до апологетических утверждений о том, что революция решала модернизационные задачи и была направлена на создание общества социальной справедливости. Несмотря на ожесточенную полемику вокруг данного вопроса, нельзя отрицать тот факт, что Октябрьская революция 1917 г. действительно оказала колоссальное воздействие на последующее развитие России и всего мира в XX в. Ее величие в том и заключается, что она коренным образом переменила жизнь и взгляды на мир десятков и даже сотен миллионов людей из самых разных социальных слоев и групп не только в России, но и на всей планете.Миллионы людей, оказавшиеся ее современниками или участниками, смотрели на революцию по-разному. Кто-то с энтузиазмом и верой в грядущее освобождение человечества от ига капитала, кто-то с ужасом и отвращением, видя в победе революции триумф мрачных сил разрушения и варварства.

История и форма празднования.Создание революционного площадного театра.

    «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского (ноябрь 1918 г.) – первая советская пьеса о революции, прообраз жанра агитационных площадных представлений. Впервые создан позитивный народный идеал, могучие народно-героические образы, коллективный герой, созидающий новую жизнь (режиссер А. Я. Алексеев-Яковлев). Основные театрализованные постановки под открытым небом этого периода: «Свержение самодержавия» (март, 1919 г., режиссер Н. Г. Виноградов-Мамонт); «Мистерия освобожденного труда» (1 мая, 1920 г., режиссеры Ю. П. Анненков, А. Ф. Кугель, С. Д. Масловская); «Блокада России» (20 июня 1920 г., режиссеры М. Ф. Андреева, С. Э. Радлов, И. А. Фомин); «К мировой коммуне» (июль, 1920 г., режиссеры Н. В. Петров, С. Э. Радлов, В. Н. Соловьев); «Взятие Зимнего дворца» (7 ноября, 1920 г., режиссеры Н. Н. Евреинов, А. Ф. Кугель, Н. В. Петров).

    Традиционность сюжетной линии, присутствующих на празднике: 1) рабский труд; 2) господство угнетателей; 3) рабы волнуются; 4) борьба рабов и угнетателей; 5) победа рабов, их сила в объединении; 6) царство Мира и Свободы. Внутренняя фактура театрализованных зрелищ: соединение патетики революционной ломки, лексики уличного митинга, языка плакатов и газетных сообщений, народного площадного балагана с его фарсовым весельем, всплесками хохота, веселым кощунством, скоморошьим богохульством, цирковой клоунадой, снисходительно-издевательской шутовской интонацией. Действие зрелищ строится на движении толпы, столкновении классов, борьбе идей. Праздники первых лет – политический театр, политическая трибуна. Новая сценическая площадка – городская площадь. Вопросы оформления праздника как «искусства радости». Создание новой знаковой системы: господство одного цвета – красного – цвета крови («Красные зори, красный восход, красные речи у красных ворот, и красный на площади Красной народ».Н. Асеев); создание символов и эмблем (крылатой свободы, Победы с лавровым венком, Справедливости с весами, Серпа и Молота); искусство декорирования городов, площадей, улиц, колонн демонстрантов; организация театров «на колесах» – трамваях (античные и средневековые педженты). Рождение новых форм площадного действа: митинги-спектакли, митинги-концерты, хоровые декламации, живые картины, импровизированные суды, театрализованные карнавалы, спектакли под открытым небом. Два принципа организации праздничного пространства, связанные с проблемой отношения к исторически сложившемуся облику города, к архитектуре его площадей и улиц: 1. Полное принятие заданного прошлым образа городского пространства, введение в него дополнительных художественных акцентов средствами изобразительного оформления (М. Добужинский). 2. Отрицательное отношение к пространству, намеренное искажение его образа, создание внутри реального пространства абсолютно нового, условно-праздничного (Н. Альтман).

    Праздновать 7 ноября стали сразу же; этот день отмечался в СССР как главный праздник страны — День Великой Октябрьской социалистической революции. При Сталине окончательно оформился и праздничный канон: демонстрация трудящихся, выступление вождей на трибуне Мавзолея, и, наконец, военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года, по силе воздействия на ход событий, приравнивается к важнейшей военной операции.

    В 1970-х годах ситуация начала меняться. Пафосный и официозный День Октябрьской революции перестал восприниматься как полноценный праздник, уступив место народным Дню Победы и Новому году. Попытки создания теории революционного праздника.

Ранний революционный праздник – пример синтеза традиции праздников французской революции и русского площадного театра. От первого – монументальность, крупномасштабность, символизм, торжественность, высокий пафос в утверждении великих идеалов революции. От второго – карикатурные сатирические изображения врагов народа, доминирующий лубочный стиль образов, языка, действенной основы, особая смеховая стихия перевернутого мира. Эстетические противоречия советского праздника: взаимодействия профессионального искусства и праздника, неоднозначность взаимообогащения. Чрезмерное вторжение профессионального искусства – разрушение первозданной целостности праздника, его самодеятельной основы, импровизации. Стремление масс не столько к искусству и его формам, сколько к привычным и доступным для них формам пролетарского праздника. Разлад между собственно праздником и включаемым в его сферу искусством как процесс превращения масс в зрителей, а не активных участников праздничного действа, в котором все меньше становилось импровизации.

    Долгое время теоретическим преобладающим направлением в исследованиях революционного праздника были концепции А. В. Луначарского,Адриан Пиотровского,Керженцева,

Революция и праздник

    Понятие «праздничности» революции связанно с социально-политическим освобождением пролетариата и получением свободы во всех сферах общественной жизни. Праздничное начало, присущее пролетарской революции, как порождение самого празднества. Л. В. Луначарский говорил: «Является совершенно бесспорным, что главным художественным порождением революции… будут народные празднества». Революция устремляется сама к празднеству, ибо то, во имя чего она совершается, есть «свободная жизнь масс». Настоящий праздник происходит тогда, когда «весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу».

    Для праздника необходимы следующие элементы: действительный подъем масс, желание откликнуться на событие, минимум праздничного настроения и талантливые организаторы. Основная задача праздника – воодушевить людей, собрать их вместе, объединить их одной мыслью, одной идеей, зафиксированной в тысячах лозунгов и символов, способных пленить одновременно ум и сердце.

    Двойное значение времени в советском празднике: традиционный (аграрный, архаичный) праздник останавливает время, живет выключенным из истории «мгновением», революционный подчиняет время «настоящего» интересам «будущего», он слит с «настоящим». Праздничное время – это историческое время. Двойное историческое время, опредмеченное в раннем советском празднике, создает ощущение особого пространства, в котором «масштаб» России перекрывается «масштабом» земного шара. Праздник без границ, его территория Вселенная.

    Особенности драматургии массовых инсценировок–агитационно- плакатный способ обобщения: лобовое решение социального конфликта, стремление к символике и аллегоризму, предельное заострение социально-политической природы персонажей при отказе от их индивидуальности (в целом – принципы фольклорного площадного театра). Структура зрелища строилась на принципах сочетания героических и сатирических эпизодов, образов; свободной переброски действия во времени и пространстве, многоэпизодности и монументальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: