Анализ результатов исследования

 

Руководствуясь результатами диагностики методикой «Адаптивность», представим обобщенные данные распределения молодых солдат по показателю ЛАП на рисунке 2.

 

Рис. 2. Распределение солдат по показателю ЛАП

Условные обозначения:

 Группа низкой адаптации

 Группа неустойчивой адаптации

 Группа нормальной адаптации

 

Как видно из рисунка 2, в состав группы низкой адаптации вошло 18 % (2 человека) от общего числа респондентов, группу неустойчивой (удовлетворительной) адаптации составили 46 % (5 человек), группа нормальной адаптации - 36 % (4 человека). Для более объективного анализа адаптивных возможностей нами были проведена диагностика по методикам «Прогноз» и «ИТО+». Сводные данные представлены в таблице 1.

Таким образом, нами были выделены две группы военнослужащих: группа нормальной адаптации - 4 человека (условно названа группой «Норма»); группа неустойчивой и низкой адаптации - соответственно 5 и 2 человек (условно - группа «Сопровождение»).


Таблица 1 Результаты психодиагностического обследования молодых солдат (начальный этап исследования)

Респондент Адаптивность Прогноз ИТО+ Беседа
А. ЛАП - 2 ст НПУ неуд ДА - 9 ст Подтв
Б. ЛАП - 2 ст НПУ уд ДА - 8 ст Подтв
К. ЛАП - 3 ст НПУ уд ДА - 5 ст Подтв
Кз. ЛАП - 5 ст НПУ хор ДА - 3 ст Не подтв
Л. ЛАП - 3 ст НПУ уд ДА - 9 ст Подтв
М. ЛАП - 4 ст НПУ уд ДА - 8 ст Подтв
Мр. ЛАП - 3 ст НПУ уд ДА - 6 ст Подтв
Н. ЛАП - 6 ст НПУ хор ДА - 2 ст Не подтв
Ф. ЛАП - 3 ст НПУ уд ДА - 7 ст Подтв
Фд. ЛАП - 7 ст НПУ хор ДА - 1 ст Не подтв
Ч. ЛАП - 6 ст НПУ хор ДА - 2 ст Не подтв

 

Для уточнения возможных тенденций дезадаптации проводилась индивидуальная беседа (приложение 3). Вся полученная информация была обобщена и по каждому военнослужащему составлены предварительные заключения об индивидуально-психологических особенностях.

Так, для респондентов группы «Норма» характерны такие особенности:

    ЛАП составляет более 5 стэнов;

    НПУ имеет хорошую степень;

    отсутствие агрессивных тенденций;

    выраженная мотивация на освоение новой военно-учетной специальности (группа охраны и обороны);

    адекватная самооценка;

    стратегии поведения в основном «коммуникативность» и «лидерство» (по результатам ИТО+).

Для военнослужащих из группы «Сопровождение» характерно следующее:

    ЛАП составляет менее 4 стэнов;

    НПУ имеет удовлетворительный и неудовлетворительный уровни;

    неоднозначное отношение к военной службе, вплоть до негативизма;

    затруднения в общении, боязнь социальных контактов;

    спонтанные колебания настроения;

    замкнутость;

    низкая самооценка;

    много жалоб со стороны соматического здоровья (порой не оправданных);

    пассивная жизненная позиция.

К примеру, респондент Б. (из группы «Сопровождение») по итогам тестирования получил такие результаты: по методике «Адаптивность» ЛАП - 2 стэна; по анкете «Прогноз» НПУ - удовлетворительный уровень и наличие адаптационных затруднений (составило 6 несовпадений по вопросам №№ 2, 39, 44, 47,60,69); по методике «ИТО+» шкала дезадаптации составила 8 стэнов, агрессия - 8 стэнов, депрессия - 7 стэнов, аггравация - 3 балла. По результатам индивидуальной беседы было выяснено, что до призыва в армию не работал, окончил 9 классов средней школы и ПТУ, а также выявились признаки дезадаптации: побеги из дома, нежелание служить, трудно сходился со сверстниками, были случаи драки со сверстниками из-за непонимания личных позиций; отмечал у себя спонтанность настроения, плохую память; считает себя обидчивым, замкнутым.

Напротив, респондент Фд. из группы «Норма» по итогам тестирования получил следующие результаты: опросник «Адаптивность» - 7 стэнов, анкета «Прогноз» - НПУ хорошего уровня, адаптационных затруднений не выявлено, хотя было несовпадение ответов на вопросы №№ 38 и 60, методика «ИТО+» - по шкале дезадаптация всего 1 стэн, депрессия 0 стэнов и агрессия составила 1 стэн. По результатам беседы выяснилось, что окончил машиностроительный техникум, в семье отношения дружеские; считает себя общительным, не обидчивым, иногда бывает вспыльчивым, но быстро отходчив; к службе в армии относится как к долгу, желает служить в группе охраны и обороны; не любит конфликтов, разборчив в социальных контактах.

Таким образом, о качестве адаптивных возможностей молодых солдат вывод был сделан на основе результатов диагностики и проведенной индивидуальной беседе. Полученные данные легли в основу составления программы коррекционно-развивающего этапа реализации модели психологического сопровождения СПА молодого пополнения.

Мероприятия коррекционно-развивающего этапа реализовывались в соответствии с нашим условным разделением молодых солдат на группы. Основной целью данного этапа для группы «Сопровождение» было побуждение позитивной активности юношей на преодоление психологических барьеров, осознание себя как творцов своей жизни и умение нести ответственность за свои поступки. Для группы «Норма» цель этого этапа была иной: закрепление навыков эффективного общения, укрепление уверенности в себе. Итог работы в данном направлении был получен единый - это психологическая толерантность к психотравмирующим факторам военной службы и личностный рост каждого военнослужащего.

Все мероприятия этого направления нами были разделены на блоки и условно обозначены так: 1-й блок - «вхождение в коллектив»; 2-й блок - «развитие и коррекция»; 3-й блок - «закрепление полученных навыков».

Работа при «вхождении» сначала предусматривала написание всеми солдатами небольшого сочинения, в которых должны найти отражение ответы на следующие вопросы: «С какими негативными явлениями встречался до призыва в армию и в армии?» (причем акцент делался на таких моментах как - лично встречался или со слов других); «Что такое неуставные взаимоотношения и почему это так?», «Что случилось бы, если это было бы иначе?», «Какие цели поставил себе на время службы?».

Анализ полученной информации помог выяснить психологические барьеры, которые создают трудности нормальному протеканию процесса адаптации, а также определить направления психопрофилактики, развития и коррекции для каждого солдата. Так, респондент Б. из группы «Сопровождение» пишет: «… говорят, что вести себя здесь нужно по понятиям. Я никому ничего не должен… и вообще мне не нравится армия…». Респондент Фд. из группы «Норма» считает, что «…дедовщина в армии нужна, чтобы не расслабляться, но в полку хорошо, здесь нет напрягов…».

Из анализа сочинений нами был сделан вывод о наличии такого субъективного образа восприятия, который мешает конструктивному взаимодействию в коллективах: воображаемый образ непреодолимости препятствия[21]. Данный феномен заключался в том, что образ будущей ситуации возникает задолго до самой наличной ситуации и в целом не соответствует реальной ситуации, с которой соотносит свое поведение каждый молодой солдат. Влияние на создание образа восприятия реальной ситуации происходит с трех сторон: ближайшие окружение таких же молодых солдат, прослужившие один год и более, представители военной власти (кадровый состав - офицеры и прапорщики). Очевидно, что для построения образа ближайшего будущего, в том числе и воображаемого образа непреодолимости препятствий, информация поступает из всех трех источников. Получилось так, что образ, воспроизведенный в сочинениях, оказался не тождественным действительности. Так, 3 молодых солдата (все из группы «Сопровождение») испытывают страх перед неуставными отношениями, 4 человека (3 из группы «Сопровождение», 1 из группы «Норма») находятся в состоянии ожидания негативных явлений, 4 военнослужащих считают несерьезным мнение о неуставных отношениях (3 из группы «Норма» и 1 из группы «Сопровождение»). Однако, реальная ситуация свидетельствует о том, что нельзя упускать наличие фактов неуставных отношений, и в тоже самое время, армейская жизнь не на столько осложнена негативными явлениями, чтобы у военнослужащих был только один выбор: или подчиниться «авторитетам», или становиться изгоем из-за неподчинения им. Объективно выбор существует: или служить в нормальных условиях, или самим создавать условия для возникновения отклонений от уставных отношений. Поэтому работа коррекционно-развивающего этапа в рамках психологического сопровождения была направлена на преодоление этих образов через развитие позитивной активности каждого солдата с целью самораскрытия своих потенциалов.

В рамках данного (1-го) блока мероприятий было необходимо провести индивидуальные консультации с молодыми солдатами. Для группы «Норма» основным стало доведение рекомендаций по изменению тех личностных качеств, которые не способствуют установлению нормальных контактов. Для группы «Сопровождение» индивидуальное консультирование было проведено со следующими задачами:

оказание помощи в процессе повседневной включенности в воинские коллективы;

выдача рекомендаций по изменению характеристик личности, затрудняющих нормальные взаимоотношения в реальных условиях;

совместная выработка стратегий поведения; использование этих стратегий в потенциальных психологически травмирующих ситуациях.

Также для группы «Сопровождение» были организованы два сеанса психологической релаксации с целью снятия эмоциональных переживаний [38].

Таким образом, по итогам работы в рамках 1-го блока были получены основные результаты: созданы психологические условия, не допускающие неадекватного реагирования в различных ситуациях взаимодействия; молодые солдаты подготовлены к реализации мероприятий 2-го блока.

Блок мероприятий «Развитие и коррекция» для группы «Сопровождение» был построен на индивидуальной работе, групповой совместной деятельности с использованием игры «Фильтры общения».

Индивидуальные беседы носили корректирующий характер и строились по плану:

оказание помощи в осознании причин и условий, вызвавших негативные состояния и переживания;

разъяснение закономерного характера подобных состояний в период СПА к измененным условиям жизнедеятельности;

выявление и обнаружение наиболее тяжело субъективно переживаемых психогенных факторов воинской среды.

Цикл индивидуальных бесед строился исходя из индивидуально-типологических особенностей, актуального психологического состояния и диагностированного уровня ЛАП.

Индивидуальная работа сочеталась с работой в группе с рассказыванием историй и событий из жизни. Для осмысления психологических реальностей нами выбрана игра «Фильтры общения», позволяющая демонстрировать типы реакций на различные ситуации общения. Группой был пройден первый фильтр общения - невербальный в своей основе, частично второй - обмен информацией на вербальной уровне. Навыки взаимодействия были получены: солдаты способны к взаимному пониманию друг друга за счет более близкого знакомства. Однако, глубокого личностного уровня принятия друг друга нами достигнуто не было. Положительными результатами стали: желание осознания ценности каждой личности, готовность понять другого таким, каков он есть.

При обсуждении итогов таких занятий респондент Б. высказал мысль о том, что этот опыт хотелось бы применять в отношениях со старослужащими, чтобы избегать конфликтов, но он не уверен в своих силах.

В группе «Норма» был проведен социально-психологический тренинг, направленный на развитие коммуникативных навыков, обучение рефлексивным навыкам, умение адекватно воспринимать себя и окружающих. В рамках тренинга выполнено несколько упражнений: представление, комплемент, иллюзии социальной перцепции, выброс пальцев, репетиция конфликтного поведения, чемодан. Продуктивность этих упражнений как средства формирования и развития некоторых личностных качеств нами определялась при попытках реализации приобретенных навыков. Так, респондент Фд. делился своими впечатлениями от занятий, что всегда трудно начать учиться общаться, а потом все-таки можно и добиться успеха. Положительным моментом стало в этой группе то, что каждый хотел бы не иметь конфликтов за время службы, а для этого данные солдаты будут по возможности избегать ситуаций, в которых будут их провоцировать на конфликты. Вывод солдатами был сделан таков: многое зависит от личного отношения к ситуации.

Основным методом изучения поведения солдат была определена методика наблюдения, основной целью которой было выявление особенностей поведенческих и личностных проявлений дезадаптации. Наблюдение организовывалось и проводилось в различных ситуациях и соответственно разными экспертами. Для удобства и непрерывности получения данных, нами было выделено два блока ситуаций:

блок «А» - утренние часы (подъем, утренняя зарядка, уборка помещений, умывание, завтрак) и вечернее время (досуговые мероприятия, ужин, время для личных потребностей, ужин, умывание, отбой), проведение возлагалось на доверенных солдат;

блок «Б» - дневное время (занятия, хозяйственные работы, самоподготовка, служба в суточных нарядах, обед), ответственность за наблюдаемые явления возлагались на офицеров - воспитателей.

Вид наблюдения обоснован позицией наблюдателей, целью и интересующими нас проявлениями в поведении солдат и определен как целенаправленное, выборочное, включенное, скрытое. Далее нами определены признаки поведения, выраженные при социально-психологической дезадаптации, по которым мы можем судить о наличии/отсутствии этих тенденций. Таковыми могут быть: поверхностные взаимоотношения с сослуживцами, не проявление инициативы в межличностных отношениях; частые конфликты с окружающими; недостаточный контроль за своим поведением в конфликтных ситуациях; враждебность, агрессивность в отношениях с сослуживцами; недовольство воинским коллективом и воинским укладом; отрешенность, замкнутость, мало дружеских связей; потребность в уединении; желание самовольного оставления части (попытки, реальные побеги); высокая утомляемость; смена периодов пониженного настроения на периоды раздражительности; ситуативные состояния непонимания, не восприятия окружающих (подобие стопора).

Регистрация результатов наблюдений проводилась в бланках протоколов (приложение 4).

Важным моментом при интерпретации результатов наблюдения было определить: возникли ли противоречия с данными, полученными при тестировании; подтвердить или не подтвердить наличие признаков дезадаптации. Так, респондент Б. (группа «Сопровождение») по результатам наблюдения был охарактеризован следующим образом: малоинициативен, несколько неуверен в себе, конфликтен (два случая драки с сослуживцами), малый круг общения, отстранен от коллектива, работоспособен при выполнении индивидуальных заданий. Респонденту Фд. из группы «Норма» дана такая характеристика: не суетлив, напористый, на контакт идет легко, терпим к замечаниям, постоянно на виду, работоспособен (желательно контроль), общителен.

Таким образом, данные тестирования подтверждены данными наблюдения.

-й блок был построен в форме групповой дискуссии, в ходе которой каждому солдату была дана возможность поделиться впечатлениями и достигнутыми результатами. Вполне ясно, что сила существующих негативных явлений все же сильнее, чем содержание личности по признаку позитивной активности. Положительным результатом, скорее даже главным достижением, мы посчитали тот факт, что каждый военнослужащий способен и готов к осознанию изменений в собственном Я как важного элемента в раскрытии своих потенциалов.

Завершающий или прогностический этап исследования был ориентирован на составление индивидуально-психологических заключений и выдачу прогноза на дальнейшую службу.

Основным в диагностике было определение адаптированности - неадаптированности военнослужащих по критериям: удовлетворенности своим положением, ощущения принадлежности к референтной группе, проявления активности в служебной деятельности, стабильного функционального состояния. Результаты диагностики по методикам «Адаптивность» и «ИТО+» сведены в таблицу 2. В ней также отражены результаты наблюдения по биполярному признаку: дезадаптационные проявления в наличии или отсутствуют.

Прогноз составлялся на основе данных полученных по методике «ИТО+»путем построения циркограмм и представлял собой возможные тенденции в развитии межличностных отношений через определение поведенческих стратегий.

 

Таблица 2 Результаты повторного психодиагностического обследования молодых солдат (завершающий этап исследования)

Респондент Адаптивность ИТО+ Наблюдение
А. ЛАП - 2 ст ДА - 9 ст дезадаптирован
Б. ЛАП - 3 ст ДА - 6 ст Присутствуют
К. ЛАП - 5 ст ДА - 3 ст Отсутствуют
Кз. ЛАП - 6 ст ДА - 2 ст Отсутствуют
Л. ЛАП - 4 ст ДА - 5 ст Отсутствуют
М. ЛАП - 6 ст ДА - 6 ст Отсутствуют
Мр. ЛАП - 5 ст ДА - 4 ст Отсутствуют
Н. ЛАП - 7 ст ДА - 2 ст Отсутствуют
Ф. ЛАП - 5 ст ДА - 4 ст Отсутствуют
Фд. ЛАП - 7 ст ДА - 1 ст Отсутствуют
Ч. ЛАП - 6 ст ДА - 2 ст Отсутствуют

 

Данные динамики СПА представлены на рисунке 3.

 


Рис. 3. Динамика СПА. Верхняя линия - по окончании работы в рамках модели ПС СПА. Нижняя линия - до начала работы в рамках модели ПС СПА

 

На рисунках 4 и 5 нами представлены циркограммы респондентов Б. из группы «Сопровождение» и Фд. из группы «Норма» соответственно.

 

Рис.4. Циркограмма респондента Б.


Из рисунка 4 нами выделены следующие стратегии межличностных отношений: индивидуализм, конфликтность, неконформность, лидерство.

Анализ этих стратегий свидетельствует о наличии агрессии по отношению к окружающим, выражены конфликтные формы поведения. Респондент Б. устойчив в своем мнении, что в ситуации отчужденности от общепринятых норм ведет нестандартному восприятию действительности. Это может перерасти в асоциальное поведение. Повышенная конфликтность подтверждена и результатами наблюдения. Таким образом, респондент неадаптирован к данной среде. С целью уточнения причин подобного состояния назначена комплексная диагностика в условиях стационара в военном госпитале в психоневрологическом отделении.

 

Рис. 5. Циркограмма респондента Фд.

 

На рисунке 5 представлена циркограмма респондента Фд. и из нее выделены такие стратегии поведения как: коммуникативность и лидерство. Анализ показал предприимчивость и стремление быть ведущим, самостоятельность в принятии решений, некоторую демонстративность. Однако, в сочетании с ригидностью, проявляющейся в некоторой инертности установок и настойчивости, самоуглубленности, ожидается высокая социальная активность и отсутствие искаженных представлений о субординации и негативного лидерства. Результаты наблюдения подтверждают общительность респондента, напористость, терпимость к окружающим и желание быть ведущим с позитивным уклоном.

Таким образом, нами была реализована модель психологического сопровождения в соответствии с предложенной в главе первой теоретической моделью. Результаты, полученные в ходе реализации указанной модели, соответствуют поставленным задачам.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: