Направления и формы работы по психологическому сопровождению социально-психологической адаптации молодых солдат

психологический сопровождение социальный солдат

Предложенная модель психологического сопровождения СПА была реализована в три этапа.

. Организационно-методический, в ходе которого были проведены следующие мероприятия:

а) инструкторско-методическое занятие с помощниками командиров батальонов по воспитательной работе на тему: «Порядок реализации модели психологического сопровождения СПА»;

б) информирование командиров, начальника медицинской службы и начальника физической подготовки и спорта: «Индивидуально-психологические особенности молодого пополнения»;

в) организационное собрание с группой морально-психологической поддержки с повесткой дня: «Организация наставничества в подразделениях».

. Этап практической реализации, который включал в себя:

. Психодиагностическое обследование, в ходе которого были применены следующие методики: анкета «Прогноз», многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», методика «ИТО+».

. Формирование, развитие и коррекция поведенческих и личностных особенностей осуществлялись с учетом особенностей группы «Норма» и группы «Сопровождение» по следующим направлениям: преодоление психологических барьеров, мешающих нормальному протеканию социально-психологической адаптации; осмысление и осознание изменений в социальной среде (переход из гражданской жизни в военную); оказание помощи в самораскрытии; формирование толерантности к психогенным факторам армейской среды. С этой целью применялись:

а) индивидуальная беседа корректирующей направленности;

б) социально-психологический тренинг, включающий ряд упражнений (представление, комплимент, иллюзии социальной перцепции и т.д.);

в) психологическая игра «Фильтры общения»;

г) групповая дискуссия.

Основным методом изучения поведения солдат была использована методика наблюдения, позволяющая определить наличие или отсутствие дезадаптационных проявлений (приложение).

. Прогностический этап, в ходе которого проведены следующие мероприятия:

а) повторное психодиагностическое обследование по методикам «Адаптивность» и «ИТО+»;

б) анализ результатов наблюдения;

в) сравнительный анализ данных, полученных на начальном и завершающем этапе исследования, динамика исследуемых параметров;

г) составление прогноза на дальнейшую службу (заключение об индивидуально-психологических особенностях).

Выводы по главе:

. Реализация модели психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат была осуществлена в три направления работы психолога: организационно-методическое, коррекционно-развивающее, исследовательско-аналитическое.

. Адаптированность молодых солдат по итогам работы в рамках модели психологического сопровождения процесса адаптации оценивалась по критерию эффективности взаимодействия с данным социальным окружением (конкретным воинским коллективом).

. Результаты методики наблюдения, предложенной в качестве основного метода изучения особенностей поведения молодых солдат при включенности их в повседневную деятельность в ходе реализации модели психологического сопровождения социально-психологической адаптации указанной категории военнослужащих, не противоречили данным тестирования по методикам «Адаптивность», «Прогноз», «ИТО+».



Заключение

 

Проведенное исследование по внедрению в войсковую практику психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат позволило аргументировано подойти к изучению проблем адаптированности военнослужащих по призыву. Нами показано, что усилия военных психологов по психологическому сопровождению процесса адаптации молодых солдат направлены на формирование у них толерантности к психогенным факторам военной службы, на создание условий для самораскрытия личности солдата в измененных условиях среды, а также формирование психологической готовности к выполнению учебно-боевых задач.

Результаты проведенного исследования подтвердили их соответствие поставленным задачам. Разработанная модель психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат эффективна. Это объясняется следующими фактами. Во-первых, она интегрировала разрозненные диагностику, консультативную и коррекционно-развивающую работу, а также включила в целостную систему все субъекты психологического сопровождения (командиров, офицеров-воспитателей, солдат). Во-вторых, солдаты в реальных условиях армейской среды с присущими ей негативными явлениями, способны и готовы к самораскрытию, осознанию тех причин, которые создают психологические барьеры в освоении военной деятельности и изменению своего отношения к ним с целью достижения оптимального взаимодействия в коллективе. В-третьих, военнослужащие становятся более успешными в служебной деятельности за счет сокращения сроков адаптации.

Таким образом, практическая значимость результатов работы обусловлена содержанием психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат. Раскрывается это содержание через комплекс мероприятий в рамках организационно-методического, исследовательско-аналитического, коррекционно-развивающего и консультативного направлений работы психолога.

По итогам выполненной работы нами сформулированы основные выводы.

. Деятельность психолога в рамках модели психологического сопровождения социально-психологической адаптации позволяет готовить молодых солдат к эффективному освоению новых для них социальных норм жизнедеятельности через развитие определенных психологических и личностных свойств и качеств.

. Отправным моментом в решении задач психологического сопровождения СПА молодых солдат является, на наш взгляд, осознание окружающей социальной среды, которое предоставляет каждому солдату возможность сохранения целостности своей личности в непривычных условиях существования.

. Давая оценку процессу адаптации в рамках психологического сопровождения на основе субъективного мнения каждого солдата, стало очевидным, что не только личностные качества, но и время нахождения солдата в референтной группе оказывает влияние на результат этого процесса.

. Заметные трудности в адаптации испытывают те солдаты, в жизненном опыте которых взаимодействие с измененными условиями среды или отсутствовало или было незначительным.

Дальнейшую разработку проблем по психологическому сопровождению различных процессов армейской жизнедеятельности необходимо направить в решении актуальных задач воспитательной работы.

 



Литература

1. Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. - Рига: Изд-во РижВВПКУ, 1991.- 90с.

.   Арсеньев Д.Г. Социально - психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 160 с.

.   Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации/ В.Г.Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности (межвузовский сборник научных трудов). - Иркутск: ИркГПИ, 1986.- С. 3-19.

.   Безденежных В.В. Психологическое обеспечение управленческой деятельности руководителя инновационной школы./ автореф.дис. …канд.пс.наук, ИркГПУ, 2001.

.   Безлепкин Б.Г. А педагогом быть обязан. - М.: Воениздат, 1990. - 72с.

.   Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 267 с.

.   Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.

.   Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учеб. пособие / М.Р.Битянова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.

.   Варваров В.И. Командир и подчиненные/ Варваров В.И., Мерзляк Л.Е.- М.: Воениздат, 1986. - 68 с.

.   Войнов А.А. Лицом к лицу с опасностью. - М.: Воениздат, 1974.

.   Зуева Н. Психолого-педагогическое сопровождение - модель школьной психологической службы / Н.Зуева // Народное образование. - 1999.- № 9, с.158-161.

.   Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевой деятельности / А.Г.Караяни // Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методич. пособие. - М.: Изд-во Воен.ун-та, 1996. - С.189-199.

.   Качимская А.Ю. Психологическое сопровождение преемственности развития детей на этапе детский сад - начальная школа/ автореф.дис. …канд.пс.наук, ИркГПУ, 2004.

.   Компоненты адаптационного процесса./ В.И.Медведев и др. // под общ.ред. В.И.Медведева. - Л.: Наука, 1984. - 111 с.

.   Коннов В.В. Особенности психологической адаптации личности к служебно-боевой деятельности/ автореф.дис….канд.пс.наук, Ирк ГПУ,1999. - 26 с.

.   Красильников И.А. Вариант исследования порога адаптационно-психологических возможностей личности / И.А.Красильников // Журнал прикладной психологии- 2003.- № 6. - с.8-12

.   Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

.   Маклаков А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов / Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Шустов Е.Б.// Психологический журнал - 1998. -№ 2.- с.14-26

.   Мартюшев Д. Психологическая адаптация призывников к условиям военной службы / Мартюшев Д. // журнал «Ориентир» - 2002.- № 2.- с.50-52

.   Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

.   Мельников В.Г. Динамическая модель группы (теория и практика развития группы, организации). - Киров: КОГУП «Кировская обл. типография», 2001. - 176 с.

.   Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация (формы, механизмы и стратегии) / Отв.ред. Э.А.Александрян; АН АрмССР. Инст-т философии и права. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.- 263с.

.   Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.

.   Панферов В.Н. Психология человека: Учеб.пособие/ В.Н.Панферов. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. - 160 с.

.   Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. - М.: Воениздат, 1989. - 352 с.

.   Попков В.В. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности/ автореф.дис. …канд.пс.наук, Новосиб. ГПУ, 1999.

.   Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход/ автореф.дис. …докт.псих.наук, СПб ун-т, 2002. - 38 с.

.   Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.А. и др.; Под редакцией Г.С.Никифорова- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1991. - 152 с.

.   Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 640 с.

.   Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 416 с.

.   Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001. - 176 с.

.   Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.

.   Роом М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.

.   Синицына Л.В. Особенности эмоциональных переживаний у курсантов военизированного ВУЗа и пути их коррекции/ автореф.дис. …канд.пс.наук, Ирк ГПУ, 2004.

.   Скорова Л.В. Волевая организация личности и ее влияние на процесс адаптации детей к обучению/ автореф.дис. …канд.пс.наук, Ирк ГПУ, 1998.

.   Столяренко Л.В. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. - М.: Воениздат, 1972. - 176с.

.   Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / Учеб.пособие / М.С.Яницкий. - Кемерово: Кемеровский госунив-т, 1999. - 64с.

.   Ярославцева И.В. Депривированные дети: проблемы здоровья и адаптации: Монография. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2002.- 160 с.



Приложение

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: