Передвижники». «Бунт четырнадцати». Критический реализм в творчестве русских художников. Перов «Тройка». Репин «Бурлаки на Волге»

Товарищество передвижных выставок – объединение русских художников, целенаправленно противопоставлявших себя представителям официального академизма. В 1863 году 14 студентов отказались писать дипломы на сюжет скандинавской мифологии и вышли из Академии художеств. Это событие вошло в историю как Бунт четырнадцати. Его лидером стал Иван Крамской. И он же организовал передвижников.

Основой критического реализма в творчестве русских художников стала передача характера людей разных сословий.

Перов Василий Григорьевич. Выбирал для своих картин сюжеты из жизни простого народа. Его полотна осуждают знать, живущую в роскоши и в невежестве, в то время как простой народ вынужден голодать и тяжко трудиться. Жанровый художник.

«Тройка». Из обличителя нравов Перов превращается в «поэта скорби» и создает лучшие свои произведения.

Сюжет и композиция. Художник изображает типичное явление в России того времени – узаконенный детский труд. Маленькие дети тянут бочку с водой в сильный мороз. Их лица выражают бесконечное страдание. Перед героями бежит собака, за бочкой – мужчина, помогающий бедным детям, навалившийся на эту бочку.

Колорит и исполнение. Художник намеренно использует самый невыразительный цвет – серый, помимо него в картине есть и коричневый.

Илья Ефимович Репин. Рисовать начал рано. Краски в дом Репиных принес его брат, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

«Бурлаки на Волге» - первое известное произведение.

Сюжет и композиция. Группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно. Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться. Репин мастерски выстроил композицию: движение бурлаков направлена по диагонали навстречу зрителю. Художник впервые выразил страдание людей каторжного труда и в то же время показал грозную общественную силу.

Колорит и исполнение. Бурлаки, написанные темными цветами, заметно контрастируют на светлом спокойном пейзаже берега реки. Этим автор еще больше выделяет тяжелый труд.

 

     6              
18)Кубизм. Пикассо «Авиньонские девицы», «Герника»

Кубизм — художественный стиль, зародившийся во Франции в начале 20 века, для которого характерно:

1) Выявление простых геометрических форм;

2) Разделение ложных фигур на простые элементы и плоскости;

3) Искаженность форм;

4) Отказ от светотени и перспективы.

Пабло Пикассо – французский художник, испанец по происхождению, основоположник кубизма. Первые уроки рисования получил от своего отца. Учился в школах изящных искусств. Большую роль в жизни художника играла его мать. Она считала что ее ребенок – гений.

«Авиньонские девицы» — олицетворение кубизма. Стала первой попыткой нового представления трехмерных форм на плоскости холста.

Сюжет и композиция. На полотне изображено пять обнажённых женщин, написанных в разной манере. Две правые фигуры с лицами, напоминающими африканские маски, знаменуют собой рождение нового течения в живописи, кубизма. Фигуры деформированы, показаны с нескольких ракурсов одновременно. Пространство разворачивается из глубины картины на зрителя, а не наоборот. Изображение делится на геометрические плоскости.

Колорит и исполнение. Женщины написаны в розово-охристых тонах, фон в голубых тонах, что напоминает о «розовом» и «голубом» периодах творчества Пикассо.

«Герника» Это политическая картина, протест против войны. Написана после известия о бомбардировке фашистами маленького испанского города Герника.

 Сюжет и композиция. «Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса. Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей мёртвого ребёнка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами. Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа. Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок. Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток). Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу. Справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, идет искаженная женщина.Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку. Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади. За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь. На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу. Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец картины.Пол напоминает карту, план боевых действий.

Колорит и исполнение. написана маслом в чёрно-белых тонах, что усиливает эффект ужаса и страданий. Полотно было написано за месяц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: