Язык иконописи. Канон. Основные иконографические образы Христа и Богоматери на Руси. Иконостас

Иконопись — вид живописи, предназначенный для создания священных изображений— икон. Для иконописи «характерны особый художественный язык, техника и методы творчества».

От иконописи принято отделять, с одной стороны, другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную живопись, книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство; с другой — живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённую к чувственному переживанию зрителя.

Под иконой в узком смысле слова понимается станковое самостоятельное произведение. Этим она отличается от других форм церковной живописи, больше зависимых от сюжета. Как правило, икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов.

Канон - система строгих стилистических и иконографических норм, господствующих в искусстве какой-либо эпохи или направления. Каноном называют также произведение, служащее классическим образцом для копирования и подражания.

При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль. Под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Для средневековой иконописной манеры (в Новое время вытесняемой вначале на Западе, а затем и на Востоке академической) характерны следующие стилистические особенности:

1)  «Обратная перспектива»:

2) Некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, чем подчёркивается их значимость;

3) Точка схода линий также может быть вывернута на передний план и вынесена за пределы изображения, как бы находясь внутри зрителя.

4) В изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах, или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия.

5) Все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов — нимбами.

6) Отказ от светотени

7) Стилизуются пропорции человеческого тела, складки одежд, форма горок, архитектуры

8) Используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов.

ни одна из перечисленных особенностей не является универсальным правилом для иконописи, а некоторые полностью ставятся искусствоведами под сомнение.

Устойчивость канонических принципов позволяла обеспечить и сохранить в художественной системе той или иной эпохи (иногда на протяжении многих веков) единообразие эстетических и мировоззренческих норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: